«Эмоциональное выгорание», как проявление профессиональной деформации личностиСтраница 2
1) усталость,
2) утомление,
3) истощение;
4) психосоматические недомогания,
5) бессонница,
6) негативное отношение к клиентам;
7) негативное отношение к самой работе;
8) скудность репертуара рабочих действий;
9) злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;
10) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание,
11) негативная «Я-концепция»;
12) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);
13) упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности);
14) переживание чувства вины[17].
В 1982 г. С.Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие:
· индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» на основе самосохранения;
· внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт;
· дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия.
Основными признаками синдрома «сгорания» являются:
- ощущение эмоционального истощения;
- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;
- негативная самооценка.
Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.
После того как учеными была определена сущность основные признаки синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей.
При изучении личностного фактора некоторые исследователи (П.Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение.
Однако оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания»[18]. Другие исследователи (А.Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др[19]
.
Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания».
Существует также мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Х.Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей [20].
Е.Махер же относит к этой категории людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму.
Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому «выгорания».
Сами симптомы синдрома «сгорания» также вряд ли отличаются строгой специфичностью и могут варьировать от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.) до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психотических расстройств.
Психологи утверждают, что к «эмоциональному сгоранию» быстрее всего приводит позиция профессионала, которые верят и следуют четырем мифам:
Мне нельзя ошибаться.
Слово как объективный фактор установки
Человек выходит из жизненных затруднений, обращаясь как мы уже знаем, к акту объективации, к акту крутого изменения направления и внутренней природы своего поведения. Вместо того, чтобы действовать в том или ином направлении, он останавливается на некоторое время, чтобы сначала «обсудить» создавшееся положение, и только после этого, в з ...
Одаренность. Исследования одаренности. Понятие одаренности
…сегодня общепризнано отсутствие единого
научно обоснованного понятия одаренности.
Д. Б. Богоявленская
В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития в ...
Проективные методы
Проективные методы представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Например, ему предлагают что-либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное и т.п.) или сделать свободное описание какого-либо объекта, события, вылепить скульптурное изображение и т ...