RSS Feed

Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
Страница 2

Психология » Основы психологии » Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика

Обработка информации - это основной подход в когнитивной психологии. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. На каждом этапе этих процессов информация претерпевает определенные видоизменения, происходит ее кодирование, выделение признаков, фильтрация, распознавание, осмысливание, выработка решения, формирование ответного действия. В результате применения подобного подхода происходит построение модели исследуемого психического процесса, которая составлена из гипотетических блоков, соединенных последовательно или параллельно и реализующих определенные функции.

В когнитивной науке коннекционизм подход, который предлагает моделировать обработку информации человеком в терминах сети взаимосвязанных элементов, работающих параллельно. Эти элементы обычно подразделяются на элементы ввода, скрытые элементы и элементы вывода. Каждый элемент имеет определенный уровень активации, который может меняться как функция силы (1) входящей информации, которую элемент получает от других элементов; (2) различных приоритетов, связанных с его соединением с другими элементами; а также (3) внутренних тенденций. Коннекционизм, в отличие от традиционных вычислительных моделей в когнитивной науке, утверждает, что информация распределена по всей сети, а не локализована в функционально дискретных, семантически интерпретируемых структурах.

Экологический подход. Одним из наиболее показательных вариантов реализации идей экологического подхода на уровне "организма" в рамках психологии является подход, который разрабатывал в США с конца 60-х годов Дж.Гибсон.

Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Экологический мир" это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д. Для его подхода характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях. Задачей экологического подхода Дж.Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире".

Когнитивный стиль - поняие впервые использованное А. Адлером для обозначения характеристики личности, которая представляет собой устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. В рамках его индивидуальной психологии понимался как своеобразие жизненного пути личности, структурированного постановкой и достижением целей. Г. Олпорт стал рассматривать когнитивный стиль как интегральную систему личности нструментального порядка (способы и средства для достижения целей).

Страницы: 1 2 3


Анализ и оценка результатов исследования
После проведения предложенных методик нами были получены следующие результаты. Методика 1. Тест "Мотивация успеха" № п/п Фамилия, имя, отчество Возраст Кол-во баллов Уровень мотивации 1. Александров В.Ю. 25 19 ув 2. Абрамова Е.Б. 38 15 с 3. Беляева С.В. 32 27 ...

IQ тест Ганса Айзенка
Описание методики: На выполнение теста дается 30 минут в течении которого испытуемый должен отвечать на поставленные вопросы. По истечении указанного времени или при ответе не все 40 вопросов испытуемому будет автоматически показан результат теста в виде вывода числа – показателя IQ. Ответы на задания состоят из одного числа, буквы или ...

Особенности невербального мышления дошкольников с общим недоразвитием речи
Проанализируем результаты обследования детей с третьим уровнем речевого развития. Анализ проводился по тому же алгоритму, с использованием аналогичных таблиц для фиксации результатов. Результаты методик анализировались и оценивались в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результаты обследования детей экспериментальной г ...