RSS Feed

Психодиагностические методы: классификация и характеристика

Психология » Основы психологии » Психодиагностические методы: классификация и характеристика

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

К организационным методам

(эти методы действуют на протяжении всего исследования и эффективность этих методов определяется по результатам исследования – практич. и теоретич.) ученый отнес: сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим

(способы добывания научных данных и образования фактов): обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); моделирование; биографический метод.

· Наблюдение - метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов.

· Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой.

· Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

· Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни.

· Лабораторный эксперимент разновидность эксперимента, в котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой.

· Психодиагностический метод – тесты, анкеты, социометрия.

· Биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств, контент-анализ).

· Метод моделирования направлен на изучение психических явлений, представленных в более простых моделях (имитирующих эти явления).

По способу обработки данных:

количественные (методы математико-статистического анализа данных) и методы качественного описания (дифференциация материала по классам типам).

К интерпретационным генетический (фило- и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Классификация С.Л. Рубинштейна:

1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, физиологический (или метод условных рефлексов).

2. Приемы изучения продуктов деятельности.

3. Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

4. Анкета - метод психологического исследования, который позволяет выявить отношение респондента к тому или иному социально-психологическому явлению.


Объективные методы исследования
Одной из основных задач психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали метод эксперимента и метод наблю ...

Выводы
Любая профессия инициирует образование профессиональных деструкций личности. Наиболее уязвимы социономические профессии типа «человек - человек». Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности ...

Классификация методов возрастной психологии
Остановимся более подробно на методах исследования, используемых в возрастной психологии, обратив особое внимание на специфику их применения в работе с детьми. Эта специфика определена тем, что психологические исследования в возрастной психологии направлены на поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развит ...