RSS Feed

Психодиагностические методы: классификация и характеристика

Психология » Основы психологии » Психодиагностические методы: классификация и характеристика

Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные.

К организационным методам

(эти методы действуют на протяжении всего исследования и эффективность этих методов определяется по результатам исследования – практич. и теоретич.) ученый отнес: сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.; лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени; комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

К эмпирическим

(способы добывания научных данных и образования фактов): обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); психодиагностический метод; анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); моделирование; биографический метод.

· Наблюдение - метод психологического исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и регистрации внешних проявлений психических феноменов.

· Метод самонаблюдения - стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой.

· Эксперимент - проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

· Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни.

· Лабораторный эксперимент разновидность эксперимента, в котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем ситуации. Этим резко повышается внутренняя валидность эксперимента элиминируются случайные факторы, увеличиваются возможности более точной фиксации переменных, вся ситуация становится более управляемой и повторяемой.

· Психодиагностический метод – тесты, анкеты, социометрия.

· Биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств, контент-анализ).

· Метод моделирования направлен на изучение психических явлений, представленных в более простых моделях (имитирующих эти явления).

По способу обработки данных:

количественные (методы математико-статистического анализа данных) и методы качественного описания (дифференциация материала по классам типам).

К интерпретационным генетический (фило- и онтогенетический) метод; структурный метод (классификация, типологизация и др.).

Классификация С.Л. Рубинштейна:

1. Наблюдение: внешнее, внутреннее. Эксперимент: естественный, лабораторный, психолого-педагогический, физиологический (или метод условных рефлексов).

2. Приемы изучения продуктов деятельности.

3. Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

4. Анкета - метод психологического исследования, который позволяет выявить отношение респондента к тому или иному социально-психологическому явлению.


Факторы организационного поведения
На поведение человека в организации оказывают большое влияние цели, которые он преследует, условия в которых разворачиваются его действия, его реальные возможности, ценностные ориентации, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разнообразии влияющих на поведение человека факторов, можно выделить некоторые общие детерминанты. ...

Выявление, развитие и совершенствование юных талантов
В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской ...

Копинг-поведение в стрессовой ситуации
Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов Фолькмана и Лазаруса, связан с попытками человека улучшить отношения "человек-среда" путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоци ...