RSS Feed

Творческое мышление и воображение. Процессы воображения. Психология творчества
Страница 1

Психология » Основы психологии » Творческое мышление и воображение. Процессы воображения. Психология творчества

Воображение- это психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов деятельности, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Химчистка ковров, himchistka-kovrov-mebeli.ru химчистка мебели, дома чистят мебель

Назначение воображения как психического процесса:

-позволяет представить результат деятельности до ее начала;

-представить не только конечный продукт, но и промежуточные продукты

Следовательно, В. ориентирует человека в процессе деятельности – создает психическую модель продуктов.

В. связано с мышлением, они позволяют предвидеть будущее. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, когда необходимо отыскать новые решения. Они мотивируются потребностями личности. Реальному прцессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей. Но в процессе воображения опережающее отражение действительности происходит в конкретнообразной форме в виде ярких представлений, а в процессах мышления – путем оперирования понятиями.

Воображение возникает тогда, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Т.о.воображение позволяет принять решение и найти выход из проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Виды воображения:

Пассивное (образы не воплощаются в жизнь, намеченные программы поведения не осуществляются). Может возникать преднамеренно и непреднамеренно(сны, при патологических расстройствах сознания и т.д.)

Активное: творческое (самостоятельное создание образов) и воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию).

1. по степени произвольноси:

- произвольное (активное или преднамеренное): воссоздающее (способность подобрать любимую мелодию) и творческое (самостоятельное создание например мелодии).

- непроизвольное (при сновидениях) (пассивное или непреднамеренное).

2. по способам создания образов: воссоздающее и творческое.

Мечта – образ желаемого будущего.

Для произвольного В.характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи.

Непроизвольное воображение характеризуется неучастием, незначительным включением в процесс создания образов, волевого усилия и целеполагания (сны, грезы).

Процессы воображения:

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения – преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Сущность В.составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. В. – это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

1. агглютинация – "склеивание" различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. (русалка, избушка на курьих ножках).

2. гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, мальчик с пальчик) и изменение количества частей предмета или их смещение: многорукие богини, драконы с 7 головами.

3. заострение, подчеркивание каких-либо признаков: шаржи, карикатуры

4. схематизация – представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

5. типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают 2 типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо, выделил 2 основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала.

Страницы: 1 2


Роль установок в запоминании
Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что в ассоциативных, смысловых и структурных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности - ее установками, интересами и той ...

Одаренность. Исследования одаренности. Понятие одаренности
…сегодня общепризнано отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности. Д. Б. Богоявленская В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития в ...

Теоретический анализ проблемы
При общении с ребенком от родителей подчас ускользают некоторые процессы и факторы, влияющие на психику ребенка и имеющие достаточно отдаленные последствия – тип личности, характер будущей самооценки, способ реагирования на жизненные удачи или неудачи и т. Д. Часто родители и не подозревают о той роли, которую играет то или иное их конк ...