Временная перспектива как характеристика
психологического времени личности. Понятие времени в психологииСтраница 1
Время относится к тем реалиям, которые издревле определяли смысловое поле человеческого восприятия. На протяжении длительного исторического периода от древних цивилизаций до наших дней в философии предпринимались попытки осмыслить дефиницию времени, определить его закономерности, особенности переживания времени и определить отношение к нему в духе своей эпохи.
В обычном представлении время есть некая последовательность моментов, точнее интервалов – минут, часов, дней или лет, которая течет равномерно, и с помощью которого мы измеряем все движения и изменения, происходящие как во внешнем мире, так и в нашей собственной душе. Вот что сказано в Британской Энциклопедии: «Одна из граней человеческого сознания есть представление о времени. Люди чувствуют прохождение времени в их личном опыте, физически и вместе с тем психически и наблюдают его в окружающей среде, как социальной, так и природной (одушевленной и неодушевленной). Время, как свидетельствует опыт, есть однонаправленное движение, темп которого достаточно медленен для того, чтобы его различить. (Актуально текут только материальные флюиды, но, как и вообще в физическом опыте, время может быть описано только на языке физических феноменов.) Люди чувствуют и думают в ходе времени. Они также действуют в нем, овладевая им либо в достаточной, либо в недостаточной степени»[1].
Формирование и развитие представлений о времени шло значительно медленнее, чем формирование представлений о пространстве, причем самое позднее происхождение имеет представление о будущем времени[2].
На протяжении длительного исторического периода от древних цивилизаций до наших дней в философии предпринимались попытки осмыслить дефиницию времени, определить его закономерности, особенности переживания времени и определить отношение к нему в духе своей эпохи.
Для мифологических представлений о времени наиболее характерны:
- «качественность времени», т.е. психологическая насыщенность, невычленность из событий и эмоций;
- представление об одновременности всех событий в мире, т.е. восприятие временной среды как покоящейся длительности;
- пространственность времени: прошлое и будущее для мифологического мышления локализованы скорее в пространстве, чем в темпоральном смысле;
- восприятие как того, что обладает свойством цикличности[3].
Типичная для античности платоновская формула гласит, что время только «подвижный образ вечности»[4].
Психологическое время характеризуется отсутствием строгой метрики, линейности, непроницаемости и необратимости. Это субъективное время личности, определяющее избирательность в осознании своего жизненного пути, пристрастное отношение к событиям своей жизни и произвольное отношение со временем собственной жизни. Психологическое время считается важным атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования[5].
Впервые психологические закономерности переживания человеком времени были строго сформулированы И. Кантом. В истории философии с именем И. Канта связана концепция трансцендентальной идеальности времени как априорного условия чувственного созерцания. В концепции И. Канта, заявившего проблему времени в новом освещении, время как форма внутреннего чувства есть не что иное, как «чистая последовательность» («последовательное прибавление единиц»)[6]. Время, будучи формой «внутреннего чувства», не только обусловливает возможность представления внешнего мира, но и позволяет воспринимать также внутренний мир субъекта. Отношение ко времени и его переживания находятся в зависимости от характера деятельности различных субъектов. Прошедшее время «сжимается» по мере уменьшения ннформативности воспоминаний о прожитых годах. Насыщение будущего значимыми событиями является предпосылкой насыщения настоящего пеятельностью, что приводит к наполненности прошлого информативными воспоминаниями. В решении вопроса о соотношении прошлого, настоящего и будущего И. Кант соотносит способности вспоминать и предвидеть как условия формирования временной связи восприятий настоящего.
Если Гегель в последующем обратил внимание на объективность времени-субстанции, то И. Кант имел дело с субъективными характеристиками субстанциального времени истории в субъекте, понимая время как эмпирический момент объективно-значимого и разумного самоопределения «я» в опыте сознания[7].
Описательное естествознание восемнадцатого и девятнадцатого веков внесло новое содержание в понятие времени. Оно стало связываться, кроме представления о количественной длительности и протяженности, с такими качествами, как становление, однонаправленность из прошлого через настоящее в будущее, необратимость, пространственная диссимметрия.
Все эти стороны времени внесены в сознание ученых развитием биологических и палеонтологических знаний; качественные стороны времени пока еще казались сопутствующим дополнительным признаком –геологического времени, существующим для удобства разбиения его на разнородные периоды и эпохи.
Биологические симптомы депрессии
Нарушения Сна. Ряд изменений может произойти в естественном цикле сна. Депрессия часто сопровождается бессонницей. «Нередко приходится слышать от больных: "Не могу припомнить, когда я хорошо спал(а) всю ночь". Обычно жалуются на то, что, проснувшись в середине ночи или рано утром, потом трудно или совсем невозможно снова уснут ...
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
Для диагностики уровня эмоционального выгорания существуют специальные методкики. Предлагаемая методика разработана В.В. Бойко.
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанн ...
Эмпирическое исследование уровня толерантности у
детей младшего школьного возраста. Описание методик и процедуры исследования уровня толерантности
у детей младшего школьного возраста
В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста.
В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек, 8 мальчиков);
Для исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста были проведены следующие диагностические мет ...