Временная перспектива как характеристика
психологического времени личности. Понятие времени в психологииСтраница 1
Время относится к тем реалиям, которые издревле определяли смысловое поле человеческого восприятия. На протяжении длительного исторического периода от древних цивилизаций до наших дней в философии предпринимались попытки осмыслить дефиницию времени, определить его закономерности, особенности переживания времени и определить отношение к нему в духе своей эпохи.
В обычном представлении время есть некая последовательность моментов, точнее интервалов – минут, часов, дней или лет, которая течет равномерно, и с помощью которого мы измеряем все движения и изменения, происходящие как во внешнем мире, так и в нашей собственной душе. Вот что сказано в Британской Энциклопедии: «Одна из граней человеческого сознания есть представление о времени. Люди чувствуют прохождение времени в их личном опыте, физически и вместе с тем психически и наблюдают его в окружающей среде, как социальной, так и природной (одушевленной и неодушевленной). Время, как свидетельствует опыт, есть однонаправленное движение, темп которого достаточно медленен для того, чтобы его различить. (Актуально текут только материальные флюиды, но, как и вообще в физическом опыте, время может быть описано только на языке физических феноменов.) Люди чувствуют и думают в ходе времени. Они также действуют в нем, овладевая им либо в достаточной, либо в недостаточной степени»[1].
Формирование и развитие представлений о времени шло значительно медленнее, чем формирование представлений о пространстве, причем самое позднее происхождение имеет представление о будущем времени[2].
На протяжении длительного исторического периода от древних цивилизаций до наших дней в философии предпринимались попытки осмыслить дефиницию времени, определить его закономерности, особенности переживания времени и определить отношение к нему в духе своей эпохи.
Для мифологических представлений о времени наиболее характерны:
- «качественность времени», т.е. психологическая насыщенность, невычленность из событий и эмоций;
- представление об одновременности всех событий в мире, т.е. восприятие временной среды как покоящейся длительности;
- пространственность времени: прошлое и будущее для мифологического мышления локализованы скорее в пространстве, чем в темпоральном смысле;
- восприятие как того, что обладает свойством цикличности[3].
Типичная для античности платоновская формула гласит, что время только «подвижный образ вечности»[4].
Психологическое время характеризуется отсутствием строгой метрики, линейности, непроницаемости и необратимости. Это субъективное время личности, определяющее избирательность в осознании своего жизненного пути, пристрастное отношение к событиям своей жизни и произвольное отношение со временем собственной жизни. Психологическое время считается важным атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования[5].
Впервые психологические закономерности переживания человеком времени были строго сформулированы И. Кантом. В истории философии с именем И. Канта связана концепция трансцендентальной идеальности времени как априорного условия чувственного созерцания. В концепции И. Канта, заявившего проблему времени в новом освещении, время как форма внутреннего чувства есть не что иное, как «чистая последовательность» («последовательное прибавление единиц»)[6]. Время, будучи формой «внутреннего чувства», не только обусловливает возможность представления внешнего мира, но и позволяет воспринимать также внутренний мир субъекта. Отношение ко времени и его переживания находятся в зависимости от характера деятельности различных субъектов. Прошедшее время «сжимается» по мере уменьшения ннформативности воспоминаний о прожитых годах. Насыщение будущего значимыми событиями является предпосылкой насыщения настоящего пеятельностью, что приводит к наполненности прошлого информативными воспоминаниями. В решении вопроса о соотношении прошлого, настоящего и будущего И. Кант соотносит способности вспоминать и предвидеть как условия формирования временной связи восприятий настоящего.
Если Гегель в последующем обратил внимание на объективность времени-субстанции, то И. Кант имел дело с субъективными характеристиками субстанциального времени истории в субъекте, понимая время как эмпирический момент объективно-значимого и разумного самоопределения «я» в опыте сознания[7].
Описательное естествознание восемнадцатого и девятнадцатого веков внесло новое содержание в понятие времени. Оно стало связываться, кроме представления о количественной длительности и протяженности, с такими качествами, как становление, однонаправленность из прошлого через настоящее в будущее, необратимость, пространственная диссимметрия.
Все эти стороны времени внесены в сознание ученых развитием биологических и палеонтологических знаний; качественные стороны времени пока еще казались сопутствующим дополнительным признаком –геологического времени, существующим для удобства разбиения его на разнородные периоды и эпохи.
Заключение.
Проблема непонимания в супружеских отношениях, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конферен ...
Самосовершенствование как метод формирования
личности. Самопознание как важнейшая
попытка самосовершенствования
Любой человек, прежде чем приступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составления своего рода физических и психологических качеств, своих возможностей и ограничений, или, как говорят психологи, с самоанализа и самопознания.
Самопознание – это оценка человеком самого себя, осознание своих интересов, мотивов поведен ...
Понятия и причины наркомании и токсикомании
Наркомания — это состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной употреблением наркотических веществ и медицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственных форм, утвержденный Министерством Здравоохранения Российской Федерации.
Токсикомания — злоупотребление теми веществами, которые не входят в с ...