Понятие сказкотерапииСтраница 1
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой, [10,15].
Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством, [18,104].
О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн, Б. Брун, Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие.
В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии. Он представляет собой научно-практический и исследовательский центр, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Ректор Института – Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная Сказкотерапия», преподаватель Института специальной педагогики и психологии, [6,53].
Огромный вклад в разработку данного метода внесла Т. М. Грабенко– сурдопедагог, дефектолог, логопед, игротерапевт, преподаватель Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, Лауреат Премии Мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства, Ведущий сотрудник Института сказкотерапии, [7,18].
Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написано А. В. Гнездиловым – доктором медицинских наук, профессором НИПНИ имени В. М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетным доктором Эссекского университета в Англии, основателем хосписного движения в России.
Т. Сергеевой написаны и применяются в детских садах уникальные логопедические сказки-помощницы.
Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Логопеды считают, что использование логосказок для обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения помогает сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным, а значит, более действенным.
Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.
Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Рис. 1 Схема современной дифференциации сказок
Сказки дифференцируют, так как они имеют различный механизм психологического влияния, воздействия на человека. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок (Рис. 1), [6,48].
К художественным сказкам относят сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями.
Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
- окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами;
- ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь;
- разделение добра и зла, победа добра;
- самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти;
- вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами, [6,35].
Жизнь людей многогранна, потому и сюжеты народных сказок многообразны.
Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети дошкольного возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут детям жизненный опыт.
Бытовые сказки.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьмы, упыри, лешие, оборотни, вурдалаки и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Другие хронические заболевания
Ниже перечисленные хронические болезни также повышают суицидальный риск:
диабет;
рассеянный склероз;
хронические заболевания почек, печени и других органов желудочно-кишечного тракта;
костно-суставные болезни, сопровождающиеся хроническим болевым синдромом;
сердечно-сосудистые и нейроциркуляторные заболевания;
сексуальные расстрой ...
Проведение профотбора фирмы «КВЕСТ». Актуальность проведения
профотбора на «КВЕСТ»
Сервисный центр ООО «КВЕСТ» обеспечивает необходимым техническим обслуживанием клиентов г.Новосибирска и п.Краснообска. Наличие запасных частей и повышение квалификации персонала сервисного центра позволяет поддерживать постоянно высокий уровень сервиса.
Сотрудники сервисного центра прошли обучение у ведущих производителей оборудования ...
Проблема мотивации сотрудников в работах зарубежных и отечественных авторов
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осу ...