RSS Feed

Заключение

С учетом проведенной работы по развитию основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями нами сделаны следующие выводы:

1. Внимание ребенка возникает на основе безусловного рефлекса. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.

2. Внимание детей привлекается яркими, сильными раздражителями и сосредоточенным остается до тех пор, пока сохраняется интерес к этим раздражителям. Это непроизвольное внимание. Но формирующееся познавательное отношение к окружающему перестраивает внимание ребенка. Все большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь. Ребенок учится говорить, подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания. Вместе с тем возрастают возможности распределения, переключения внимания, расширяется объем и развивается устойчивость внимания.

3. Основные характеристики внимания взрослых и детей зависят и от темперамента, направленности личности.

4. У детей с речевыми нарушениями отмечается более низкий уровень развития основных характеристик внимания, чем у их нормально развивающихся сверстников. Плохо развивающаяся речь, меньшая самостоятельность в поведении ребенка не позволяет развиваться объему внимания. Роль слова как объекта внимания снижена. Устойчивость внимания низкая, так как умение направлять внимание на те объекты, которые требуют сосредоточения снижено. Умение это связано непосредственно с речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.

5. Внимание можно и нужно тренировать. Поскольку оно включено в любой психический процесс, то оно и совершенствоваться может в разных видах психической деятельности, разумно организованной взрослым. Этому способствуют как специально организованные игры на развитие внимания, его свойств, видов, так и специально организованные игры по развитию речи с включением заданий на речевом материале, физкультминутки с заданиями направленными на развитие двигательного контроля.

6. Положительные результаты развития основных характеристик внимания в процессе эксперимента свидетельствуют о возможности развития их в разных видах деятельности, что позволяет рекомендовать коррекционные игры для работы разным специалистам.

7. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного и коррекционно-логопедического процессов. Так в логопедической работе развитое внимание позволяет в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности возникающие у детей с речевой патологией.

Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании теоретическая гипотеза о необходимости развития внимания (его характеристик) у дошкольников с речевыми нарушениями, как одного из условий успешного обучения в школе и успешной коррекционно-логопедической работы, получила подтверждение.


Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы аутичных детей
Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком раннего детского аутизма и может проявиться в скором времени после рождения. Так, в 100 % наблюдений при аутизме резко отстает в своем формировании – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакци ...

Факторная теория кэттела
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более ...

Выводы
Исследование эмоциональной компетентности родителей 1. Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нами группе позволила выделить подгруппы родителей с высоким уровнем эмоциональной компетентности и с низким уровнем эмоциональной компетентности. 2. Диагностика уровня эмпатии родителей по ...