Оценка интеллекта
В 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались свои задания, которые могли решить 80 - 90% детей из выборки в 300 детей данного возраста. Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а старше 6 лет - 6 заданий. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с выполнения заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка, если он справлялся со всеми заданиями, то ему предлагались задания более старшего возраста (если он решал не все, а некоторые из них, то испытание прекращалось). Максимальный возраст, все задания которого решались испытуемым, является его базовым умственным возрастом. Например, ребенок решил все задания для 7 лет и 2 задания для 8 лет, то его базовый возраст равен 7, а каждое дополнительно выполненное задание оценивается числом "умственных месяцев" (каждое задание соответствует 2 месяцам, т. к.6 заданий = 12 месяцам), следовательно, умственный возраст (УВ) ребенка = 7лет 4 месяцам. Несовпадение умственного и хронологического возрастов считалось либо показателем умственной отсталости (если УВ меньше хронологического), либо одаренности (если УВ больше хронологического).
Американский ученый Термен (работал в Стенфордском университете) усовершенствовал тест Бине, возникла шкала Стэнфорд-Бине, в которой стал использоваться показатель - коэффициент интеллектуальности, представляющий собой частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический и умноженный на 100. "Коэффициент интеллектуальности", сокращенно обозначаемый IQ, позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы. Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, календарный возраст 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его "умственный" возраст, следовательно, коэффициент интеллекта около 75%. Среднее значение IQ (умственный возраст соответствует хронологическому) соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие - к 200. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение - 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84 - 100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом 10 от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (10 от 116 до 180). Если результат ребенка выше тестовой нормы, более 116, то ребенок считается интеллектуально одаренным. Шкала Стэнфорд-Бине применяется во всем мире.
При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями.
Опросник X. Смишека «диагностика типов акцентуации черт характера и
темперамента по К. Леонгарду».
В основу опросника положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Личности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леон-гард называл акцентуированными. Автор выделяет 10 типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожно-бо ...
Социальная перцепция
Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны.
Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы. Девять десятых обс ...
Мотивы возникновения и результаты конфликтов: опыт анализа
Темой нашего исследования являются конфликты между людьми в организации. Целью - исследовать мотивы возникновения и результаты конфликтов между людьми в организации. Для этого мы используем тест на конфликтогенность. (Приложение №1)
В опросе принимали участие 13 человек (7 женщин и 6 мужчин в возрасте от 18 до 60), опрос проводился в д ...