RSS Feed

Стресс и стрессовые ситуации
Страница 1

Термин "стресс" получивший в наши дни столь широкое распространение впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например мостов) испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем что понятие "стресс" в современной физиологии психологии медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические психологические социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологический синдром слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров) что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме.

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений возникающих при физиологическом и психическом стрессе и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта его психическими и физическими ресурсами которые необходимы для удовлетворения этих потребностей. Субъективное отношение к стимулу зависящее от неповторимого индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства) личностных особенностей характера когнитивных процессов и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса вызванного физическим стимулом поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой. Таким образом круг стрессоров существенных для развития психического (эмоционального) стресса весьма широк. В их число входят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия) психические стрессоры имеющие индивидуальную значимость и ситуации в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих в том числе и маловероятных стрессогенных событий. Уже то обстоятельство что стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные но и на гипотетические ситуации исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и вместе с тем ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов.

Страницы: 1 2 3


Стрессовое напряжение
Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. ...

Изучение детского фольклора как способа разрешения конфликтов у детей. Изучение причин возникновения конфликтов при несформированности игровой деятельности
Протокол наблюдений за игровой деятельностью детей № 1 Дата 23.09.06 Время 12.03. – 12.12. Цель: выявить причины возникновения конфликтов и способы их разрешения. Ход наблюдения. Наблюдение велось за игрой детей в группе «Фантазёры». Несколько девочек (Лиза Т., Даша Н., Катя В., Геля К.) решили играть в прятки и спорят, кто будет в ...

Психические нарушения после аборта
Известно, что 14—20% всех клинически диагностированных беременностей кончаются спонтанными абортами. Однако психической переработке выкидышей в клинической практике и научных исследованиях долго не придавали особого значения, поскольку большинство спонтанных абортов происходит на ранних сроках беременности. Исходя из представления, что ...