Стресс и стрессовые ситуацииСтраница 2
Значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных экстремальных условиях природных или антропогенных катастрофах войнах криминальном насилии но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие. С другой стороны повседневные жизненные события (такие как изменения семейных взаимоотношений состояния собственного здоровья или здоровья близких характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких жизненных событий выделяются ситуации непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни конфликты угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких разрыв значимых отношений) которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуации напряжения "испытания" требующие новых усилий или использования новых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа вступление в брак поступление в ВУЗ) а угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.
Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте. По некоторым данным для лиц у которых в зрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали такие расстройства в детстве были характерны стрессовые ситуации обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство нетерпимость к чужому мнению завышенные притязания авторитарность властность чрезмерные требования к ребенку или напротив обидчивость сниженный фон настроения пессимизм неуверенность в себе. Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны отца: его поведение снижающее самооценку ребенка недостаток внимания и понимания агрессивность или отчуждение затрудняющее идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсировать стрессогенные ситуации связанные с отцом. К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнести конфликтность и нестабильность семьи и положение "обойденного" ребенка (предпочтение ему братьев или сестер). Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте порождая отсутствие чувства базисной безопасности (что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним) и формирование неадекватных моделей поведения (что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению).[9,с.246].
Ценность изучения индивидуально значимых жизненных событий обусловлена тем что такие события увеличивают вероятность стресса и его клинических проявлений поскольку они изменяют взаимодействие человека и его окружения предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий а внутреннее состояние организма при котором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичное звено в развитии психического стресса выступает фрустрация — психическое состояние которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями что связано с рядом обстоятельств. Во-первых диапазон потребностей блокада которых вызывает состояние фрустрации весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте. Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или сопротивлением осознанию потребностей которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности которые не удовлетворяют человека в силу того что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку но осуществляются поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих в реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности а развитие психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.
Учения о темпераменте. Формальные теории видов
темперамента. Типы темперамента по И. Канту
Иммануил Кант (1966) дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он делил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы темперамента он рассматривал как темпераменты чувства, а холерический и флегматический — как темпераменты действия (с точки зрения современных подходов можно первые связать с эмоциональностью ка ...
Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальны ...
Проективные методы
Проективные методы (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.
Проективные методы — совокупность методик цело ...