RSS Feed

Экспериментальное изучение мотивов учебной деятельности студентов-психологов. Организация и проведение экспериментального исследования
Страница 1

Психология » Изучение учебной мотивации у студентов-психологов » Экспериментальное изучение мотивов учебной деятельности студентов-психологов. Организация и проведение экспериментального исследования

Цель –

исследование профессиональной мотивации студентов-психологов педагогического ВУЗа.

Задачи исследования:

· Выявить ведущие мотивы учебной деятельности студентов-психологов;

· Выявить специфику учебной мотивации студентов-психологов;

· Определить уровень выраженности преобладающих мотивов обучения у студентов-психологов.

В проведенном исследовании принимали участие студенты III курса факультета филологии Севастопольского городского гуманитарного университета. Выборка составила 15 студентов группы УП-3 (специальность «Педагогика и методика образования. Украинский язык и литература. Практическая психология»). Исследование проводилось в середине второго семестра (апрель 2009 года).

Особенностью выборки явилось:

· Выборку составили лица женского пола, что в целом отражает специфику факультета.

· Студенты получают «двойную» специальность: украинский язык и литература-практическая психология, что могло влиять на мотивационную сферу студентов.

· Половина выборки обучается на бюджетной (некоммерческой) основе, что так же существенно влияет на мотивацию учебной деятельности.

Первым этапом нашего исследования была анализ научной литературы по заявленной проблеме. Следующим этапом был подбор диагностического инструментария и проведение констатирующего эксперимента. Мотивирование студентов проходило в виде беседы в непринужденной обстановке, без присутствия преподавателей. Студенты реагировали адекватно, ответственно и с желанием отвечали на поставленные вопросы.

Третьим этапом был сбор информации (тестирование), с использованием выбранных нами методик: методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным.

Рассмотрим методики, примененные для исследования.

1. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации деятельности студентов-психологов. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.

Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями (прил. № 1)

Результаты обрабатываются в соответствии с ключом (прил. № 2).

После подсчета данные упорядочиваются по возрастанию и определяется частота называний мотива. Далее строим полигоны частот для каждой из шкал.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

2. Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным.

Страницы: 1 2


Деятельность и психика
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности, важнейшей формой которой является деятельность. Понятие психики тесно взаимосвязано с понятием деятельности в самом своем определении как способности мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулир ...

Инженерно-психологические требования к СЧМС. Требования к средствам отображения информации
ИП требования – это требования СЧМС, определённые характеристиками человека и установленные для обеспечения его эффективности и безопасности деятельности. Требования: 1) общий объём отображения (очень большой объём вызывает недопустимые затраты времени оператора на подготовку решения) 2) оперативный объём отображения (число тех элеме ...

Факторная теория кэттела
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более ...