RSS Feed

Предмет и задачи психологии туда

Психология » Основы психологии труда » Предмет и задачи психологии туда

Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда.

Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), как источник активности, направленной на объект.

Под объектом труда понимается конкретный трудовой процесс включающий предмет, средства, цели, задачи труда, правила исполнения работы и условия организации.

В.Н. Дружинин выделяет объект изучения психологии труда:

1) человек как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения.

2) группа людей (бригада, экипаж, смена и др.)

3) система (человек-техника, человек-человек, человек-природа и т.д.)

Предмет психологии труда – психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом, условиями, организацией трудовой деятельности.

Выделяют 2 группы задач:

1) внутри научные (образуют структуру науки)

2) прикладные (формируют прямые и обратные связи, соединяющие науку и практику, психологию и производство)

Основные задачи:

*психологический анализ деятельности специалистов различного профиля – разработка методов и программа анализа, анализ ошибок, построение профессинограмм.

*изучение механизмов псих. регуляции трудовой деятельности в нормальных условиях и экстремальных.

*исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда, и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию.

* изучение особенностей функционирования состояний субъекта деятельности.

*изучение закономерностей взаимосвязи особенностей1 личности и характеристик деятельности.

* обоснование системы профессионально-психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии и т.д.).

*разработка психологических рекомендаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов.

*изучение процессов формирования и становления личности профессионала.


Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы. Опыты К. Лешли. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать от ...

Факторы управления психическими состояниями
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неб ...

Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, ...