Предмет и задачи психологии туда
Психология труда – это отрасль псих. науки, которая изучает закономерности формирования и проявления псих. активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по псих. обеспечению эффективности и безопасности труда.
Предметом труда является субъект труда. Сам субъект обычно рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или соц. группа), как источник активности, направленной на объект.
Под объектом труда понимается конкретный трудовой процесс включающий предмет, средства, цели, задачи труда, правила исполнения работы и условия организации.
В.Н. Дружинин выделяет объект изучения психологии труда:
1) человек как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения.
2) группа людей (бригада, экипаж, смена и др.)
3) система (человек-техника, человек-человек, человек-природа и т.д.)
Предмет психологии труда – психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности и их взаимосвязи со средствами, процессом, условиями, организацией трудовой деятельности.
Выделяют 2 группы задач:
1) внутри научные (образуют структуру науки)
2) прикладные (формируют прямые и обратные связи, соединяющие науку и практику, психологию и производство)
Основные задачи:
*психологический анализ деятельности специалистов различного профиля – разработка методов и программа анализа, анализ ошибок, построение профессинограмм.
*изучение механизмов псих. регуляции трудовой деятельности в нормальных условиях и экстремальных.
*исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда, и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию.
* изучение особенностей функционирования состояний субъекта деятельности.
*изучение закономерностей взаимосвязи особенностей1 личности и характеристик деятельности.
* обоснование системы профессионально-психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии и т.д.).
*разработка психологических рекомендаций по использованию методов и средств профессиональной подготовки специалистов.
*изучение процессов формирования и становления личности профессионала.
.Концепция Д. Б.
Эльконина
Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередо ...
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Эрик Эриксон
, ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо - сексуального развития. Теория Эриксона – это теория психо - социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучени ...
Описание программы тренинга
Занятие 1
Упражнение 1 «
Знакомство с целями тренинга»
1) Время выполнения 20 минут
2) Цель упражнения: Знакомство с целями тренинга
3) Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Полина, сейчас я познакомлю вас с целями нашего тренинга.
4) Ход упражнения: Ведущий представляется и знакомит участников с целями тренинга.
5) Вопросы для обс ...