RSS Feed

Методы исследования в психологии труда

Психология » Основы психологии труда » Методы исследования в психологии труда

Изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частные методических приемов, познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее усовершенствованию.

Предусматривает получение и использование научных факторов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности.

Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:

1) анализ рабочих документов – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности.

2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора информации по содержанию деятельности.

3) хронометраж – для оценки временных параметров трудового процесса.

4) опрос, беседа, анкета – для получения письменной или устной информации от субъекта труда.

5) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач.

6) трудовой метод – для получения информации об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс.

7) биографический метод – анализ жизненного и трудового пути.

8) физиолого-гигиенические методы – для изучения условий деятельности.

9) эксперимент (естественный и лабораторный) – для изучения психологических особенностей субъекта труда.

Наиболее важным является:

* метод профессиографии – анализ псих. особенностей трудовой деятельности, основанный на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных.

Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма (описание различных объективных характеристик профессий) и психограмма (описание психологических характеристик субъекта деятельности).


Субъективный метод
Субъективный метод заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Этот метод получил название «интроспекция» (от лат. introspectare -гляжу внутрь, всматриваюсь). Метод интроспекции, начиная от трудов Р. Декарта и Дж. Локка и до В. Вундта, был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, че ...

Теоретические аспекты межличностных отношений детей с ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Основная идея всей современной педагогики заключается в том, что отсталому ребёнку воспитание нужно в большей степени, чем нормальному. Выясним, что собой представляют дети с особыми образовательными потребностями и какие особенности психики данных детей необходимо учитывать в их воспитании и обучении. Исследования ученых (Л.С. Выготс ...

Проблемы типов
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к вне ...