RSS Feed

Методы исследования в психологии труда

Психология » Основы психологии труда » Методы исследования в психологии труда

Изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частные методических приемов, познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее усовершенствованию.

Предусматривает получение и использование научных факторов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности.

Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:

1) анализ рабочих документов – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности.

2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора информации по содержанию деятельности.

3) хронометраж – для оценки временных параметров трудового процесса.

4) опрос, беседа, анкета – для получения письменной или устной информации от субъекта труда.

5) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач.

6) трудовой метод – для получения информации об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс.

7) биографический метод – анализ жизненного и трудового пути.

8) физиолого-гигиенические методы – для изучения условий деятельности.

9) эксперимент (естественный и лабораторный) – для изучения психологических особенностей субъекта труда.

Наиболее важным является:

* метод профессиографии – анализ псих. особенностей трудовой деятельности, основанный на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных.

Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма (описание различных объективных характеристик профессий) и психограмма (описание психологических характеристик субъекта деятельности).


Первое занятие посвящено теме "Творчество".
В начале каждого занятия рассматриваем с учащимися репродукции картин разных художников. Рассматриваем и сравниваем деревенские пейзажи Клода Моне и "Хижины" Ван Гога, пейзажи А.И. Куинджи, А.И. Левитана, Мориса де Вламинка, В.Э. Борисова-Мусатова. Рассматриваем и сравниваем женские портреты "Портрет молодой женщины" ...

Детско-родительские отношения, как фактор развития успешного ребенка
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е.И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного ...

Теоретическое изучение особенностей учебной мотивации у студенческой молодежи. Научные подходы к изучению мотивов учебной деятельности
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ...