RSS Feed

Методы исследования в психологии труда

Психология » Основы психологии труда » Методы исследования в психологии труда

Изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частные методических приемов, познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее усовершенствованию.

Предусматривает получение и использование научных факторов, данных о психологических характеристиках трудовой деятельности.

Основным инструментом в этой работе является комплекс конкретных методик психологического исследования, которые можно объединить в следующие классы методов:

1) анализ рабочих документов – для общего ознакомления со спецификой конкретной деятельности.

2) наблюдение за рабочим процессом – для сбора информации по содержанию деятельности.

3) хронометраж – для оценки временных параметров трудового процесса.

4) опрос, беседа, анкета – для получения письменной или устной информации от субъекта труда.

5) самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом труда своих личных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач.

6) трудовой метод – для получения информации об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс.

7) биографический метод – анализ жизненного и трудового пути.

8) физиолого-гигиенические методы – для изучения условий деятельности.

9) эксперимент (естественный и лабораторный) – для изучения психологических особенностей субъекта труда.

Наиболее важным является:

* метод профессиографии – анализ псих. особенностей трудовой деятельности, основанный на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных.

Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма (описание различных объективных характеристик профессий) и психограмма (описание психологических характеристик субъекта деятельности).


Степени остроты фрустрации
Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, "стойкости" личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как фу ...

Экспериментальное исследование волевой готовности детей 6-7 лет к школе. Постановка проблемы и организация ее исследования
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многократное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Цель работы: выявить уровень волевой готовности детей 6 - 7лет к обучению в школе. Объект исследования: дети 6 – 7 лет. Предмет исследования: особенности развития вол ...

Результаты исследования. Результаты исследования стиля отношения к ребенку
Результаты психологической диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку, представлены в таблице 1. Таблица 1. Результаты изучения стиля отношения к ребенку. Š пп Прин. Кооп. Симб. Гиперс. Инф. 1. 9 80 5 69 46 2. 97 49 75 69 15 3. ...