RSS Feed

Профессиональная пригодность

Психология » Основы психологии труда » Профессиональная пригодность

Профпригодность – это соотношение личностных и индивидуальных качеств тем требованиям, которые предъявляет данная профессия. Она рассматривается в трех случаях:

1. при отборе кадров

2. при выборе профессии

3. при обучении какой-либо профессии

Основными критериями профотбора служат: хороший темп работы, высокое качество работы, хорошее качество при высоком темпе.

Но есть профессии, где необходимо иметь в виду поправку (например: психолог – темп учитывать не нужно).

Профпригодность обусловлена:

* природными особенностями субъекта труда; * мотивацией; * обучением (наличием ЗУН).

В зависимости от сочетания этих трех компонентов мы имеем разные уровни профпригодности.

При определении профпригодности применяют:

тесты достижений; тесты способностей; опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.

При определении профпригодности следует знать следующее:

1) требования профессии

2) показатели пригодности

3) учитывать, что испытуемый находится в стрессовой ситуации

4) учитывать не наличие способностей, а качество их выраженности.

Профессиональная пригодность имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или не соответствие работника требованиям профессию.

Процесс формирования профпригодности рассматривается как система, в которую входят 4 функционально связанные между собой подсистемы – профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация.

Вопросы профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, надо учитывать и здоровье, и свойства нервной системы человека.

Люди отличаются друг от друга по своим личным качествам и среди этих качеств имеются профессионально ценные.

(любое качество в одном случае профес. ценное, а в другом является противодействием успешной работе).

Профессионально ценные качества образуют систему у отдельно взятого человека к конкретной профессии. Климов Е.А. выделил 5 слагаемых данной системы:

а) гражданские качества (моральный облик человека)

б) отношение к труду, профессии

в) дееспособность (физическая и умственная)

г) единичные, частные, специальные способности

д) навыки, привычки, знания, опыт.


Анализ результатов эмпирического исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста
1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»? 3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой ...

Общие выводы по теоретической части
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к анализу индивидуальности, описывающие и анализирующие ее структуру и основные компоненты. Все подходы выявляют существование в структуре индивидуальности уровня индивидных свойств и уровня личностных свойств и анализируют их вклад в существование индивидуальности. В нашей рабо ...

Исследования детской одаренности в современной психологии. Общие понятие детской одаренности.
…если мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков – способности, то мы держим в своих руках ключ к проблеме детской одаренности. Л.С. Выготский Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастног ...