Профессиональная пригодность
Профпригодность – это соотношение личностных и индивидуальных качеств тем требованиям, которые предъявляет данная профессия. Она рассматривается в трех случаях:
1. при отборе кадров
2. при выборе профессии
3. при обучении какой-либо профессии
Основными критериями профотбора служат: хороший темп работы, высокое качество работы, хорошее качество при высоком темпе.
Но есть профессии, где необходимо иметь в виду поправку (например: психолог – темп учитывать не нужно).
Профпригодность обусловлена:
* природными особенностями субъекта труда; * мотивацией; * обучением (наличием ЗУН).
В зависимости от сочетания этих трех компонентов мы имеем разные уровни профпригодности.
При определении профпригодности применяют:
тесты достижений; тесты способностей; опросники на мотивационно-ценностные ориентации и уровень притязаний.
При определении профпригодности следует знать следующее:
1) требования профессии
2) показатели пригодности
3) учитывать, что испытуемый находится в стрессовой ситуации
4) учитывать не наличие способностей, а качество их выраженности.
Профессиональная пригодность имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте ведущую роль играет профессиональная мотивация и профессиональная способность. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или не соответствие работника требованиям профессию.
Процесс формирования профпригодности рассматривается как система, в которую входят 4 функционально связанные между собой подсистемы – профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация.
Вопросы профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно, надо учитывать и здоровье, и свойства нервной системы человека.
Люди отличаются друг от друга по своим личным качествам и среди этих качеств имеются профессионально ценные.
(любое качество в одном случае профес. ценное, а в другом является противодействием успешной работе).
Профессионально ценные качества образуют систему у отдельно взятого человека к конкретной профессии. Климов Е.А. выделил 5 слагаемых данной системы:
а) гражданские качества (моральный облик человека)
б) отношение к труду, профессии
в) дееспособность (физическая и умственная)
г) единичные, частные, специальные способности
д) навыки, привычки, знания, опыт.
Анализ результатов эмпирического исследования
уровня толерантности у детей младшего школьного возраста
1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы:
1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?
2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»?
3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой ...
Общие выводы по теоретической части
В отечественной психологии выделяются три основных подхода к анализу индивидуальности, описывающие и анализирующие ее структуру и основные компоненты. Все подходы выявляют существование в структуре индивидуальности уровня индивидных свойств и уровня личностных свойств и анализируют их вклад в существование индивидуальности. В нашей рабо ...
Исследования детской одаренности в современной психологии. Общие понятие
детской одаренности.
…если мы знаем, как из слабости возникает сила,
из недостатков – способности, то мы держим в
своих руках ключ к проблеме детской одаренности.
Л.С. Выготский
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастног ...