RSS Feed

Общая характеристика функциональных состояний

Психология » Основы психологии труда » Общая характеристика функциональных состояний

Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функциональных состояниях.

Функциональные состояния – это системная реакция организма и психики человека, которая выражается в виде комплекса характеристик (физиологических, психологических и поведенческих функций и качеств), которые обуславливают выполнение деятельности.

Функциональные состояния формируются и изменяются под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности.

К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:

* степень пригодности к конкретной деятельности

* уровень подготовленности к выполнению трудовых задач

*величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для обеспечения деятельности

* состояние здоровья

* отношение к труду.

Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса, а именно:

1) степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда

2) величина и содержание рабочей нагрузки

3) степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности, психолого-физиологических возможностей человека.

Формирование функциональных состояний обуславливается воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды (шум, вибрация и т.д.); ухудшение психологического климата в рабочей группе (конфликты), а также зависит от нарушения привычного жизненного уклада, биологических ритмов, стереотипов жизнедеятельности, в результате использования нерациональных режимов труда и отдыха (ночные смены).

Функциональные состояния классифицируются по определенным признакам:

а) по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные)

б) по уровню развития (глубокие и поверхностные)

в) по направленности реакции (действующие положительно и действующие отрицательно)

г) по уровню осознанности (осознаваемые и неосознаваемые)

д) по длительности проявления:

– относительно устойчивые и длительные

– временные (ситуативные)

– возникающие периодически

е) по уровню напряженности (умеренная напряженность и экстремальные условия).

Виды напряжения:

1. интеллектуальное (при частом обращении к интеллектуальным процессам в плотном потоке проблемных ситуаций)

2. сенсорные (при затруднении в восприятии информации)

3. монотония (при однообразном выполнении действий)

4. политония (вызвано постоянной необходимостью частого переключения внимания)

5. эмоциональное (при конфликтных условиях, при вероятности возникновения аварийных ситуаций)

6. мотивационные (при борьбе мотивов)

7. утомление (напряжение, связанное с временным снижением работоспособности).


Гены – носители информации
Прежде выдающиеся способности одаренных детей вызывали лишь всеобщее удивление и восхищение, о них писали, но не пытались изучать, научно объяснить этот феномен. Одаренный ребенок, по мнению ученых, есть прямое «попадание генов в цель». В некоторых семьях талант в определенной области передается из поколения в поколение. В частности, в ...

День 1
В 2:30 заключенные были разбужены резким звонком на свою первую "поверку". Первоначальной целью поверок являлось ознакомление заключенных со своими номерами. Первая поверка прошла за 10 минут, заключенные не восприняли её серьезно, шутили. Охранники тоже ещё не вошли в роль и не знали, как им проявлять свою власть. Однако, по ...

Ауторегуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживаю ...