Общая характеристика функциональных состояний
Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функциональных состояниях.
Функциональные состояния – это системная реакция организма и психики человека, которая выражается в виде комплекса характеристик (физиологических, психологических и поведенческих функций и качеств), которые обуславливают выполнение деятельности.
Функциональные состояния формируются и изменяются под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности.
К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:
* степень пригодности к конкретной деятельности
* уровень подготовленности к выполнению трудовых задач
*величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для обеспечения деятельности
* состояние здоровья
* отношение к труду.
Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса, а именно:
1) степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда
2) величина и содержание рабочей нагрузки
3) степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности, психолого-физиологических возможностей человека.
Формирование функциональных состояний обуславливается воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды (шум, вибрация и т.д.); ухудшение психологического климата в рабочей группе (конфликты), а также зависит от нарушения привычного жизненного уклада, биологических ритмов, стереотипов жизнедеятельности, в результате использования нерациональных режимов труда и отдыха (ночные смены).
Функциональные состояния классифицируются по определенным признакам:
а) по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные)
б) по уровню развития (глубокие и поверхностные)
в) по направленности реакции (действующие положительно и действующие отрицательно)
г) по уровню осознанности (осознаваемые и неосознаваемые)
д) по длительности проявления:
– относительно устойчивые и длительные
– временные (ситуативные)
– возникающие периодически
е) по уровню напряженности (умеренная напряженность и экстремальные условия).
Виды напряжения:
1. интеллектуальное (при частом обращении к интеллектуальным процессам в плотном потоке проблемных ситуаций)
2. сенсорные (при затруднении в восприятии информации)
3. монотония (при однообразном выполнении действий)
4. политония (вызвано постоянной необходимостью частого переключения внимания)
5. эмоциональное (при конфликтных условиях, при вероятности возникновения аварийных ситуаций)
6. мотивационные (при борьбе мотивов)
7. утомление (напряжение, связанное с временным снижением работоспособности).
Индивидуальные кризисы. История исследования проблемы. Причины индивидуальных
кризисов.
Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамках превентивной психиатрии, теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от статьи ...
Поведение с суицидальным человеком
При наличии незначительного риска
У человека появляются суицидальные мысли, например, "я так больше не могу", "лучше бы я умер", однако никаких определенных планов он не строит.
Необходимые действия
Предложить эмоциональную поддержку.
Проработать суицидальные чувства. Чем более открыто человек расскажет об утрате ...
Направление к специалисту
В каких случаях следует направлять пациента к психиатру? Если у пациента имеет место:
психическое заболевание;
история предшествующей суицидальной попытки;
семейная история самоубийства, алкоголизма или психической болезни;
тяжелая физическая болезнь;
отсутствие социальной поддержки.
Каким образом следует направлять?
Медицинский ...