RSS Feed

Общая характеристика функциональных состояний

Психология » Основы психологии труда » Общая характеристика функциональных состояний

Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функциональных состояниях.

Функциональные состояния – это системная реакция организма и психики человека, которая выражается в виде комплекса характеристик (физиологических, психологических и поведенческих функций и качеств), которые обуславливают выполнение деятельности.

Функциональные состояния формируются и изменяются под влиянием воздействия ряда особенностей субъекта труда и самой деятельности.

К этим особенностям относятся следующие характеристики человека:

* степень пригодности к конкретной деятельности

* уровень подготовленности к выполнению трудовых задач

*величина индивидуальных ресурсов и функциональных резервов для обеспечения деятельности

* состояние здоровья

* отношение к труду.

Важное значение в развитии того или иного состояния имеют факторы трудового процесса, а именно:

1) степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда

2) величина и содержание рабочей нагрузки

3) степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности, психолого-физиологических возможностей человека.

Формирование функциональных состояний обуславливается воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды (шум, вибрация и т.д.); ухудшение психологического климата в рабочей группе (конфликты), а также зависит от нарушения привычного жизненного уклада, биологических ритмов, стереотипов жизнедеятельности, в результате использования нерациональных режимов труда и отдыха (ночные смены).

Функциональные состояния классифицируются по определенным признакам:

а) по характеру причин возникновения (личностные и ситуативные)

б) по уровню развития (глубокие и поверхностные)

в) по направленности реакции (действующие положительно и действующие отрицательно)

г) по уровню осознанности (осознаваемые и неосознаваемые)

д) по длительности проявления:

– относительно устойчивые и длительные

– временные (ситуативные)

– возникающие периодически

е) по уровню напряженности (умеренная напряженность и экстремальные условия).

Виды напряжения:

1. интеллектуальное (при частом обращении к интеллектуальным процессам в плотном потоке проблемных ситуаций)

2. сенсорные (при затруднении в восприятии информации)

3. монотония (при однообразном выполнении действий)

4. политония (вызвано постоянной необходимостью частого переключения внимания)

5. эмоциональное (при конфликтных условиях, при вероятности возникновения аварийных ситуаций)

6. мотивационные (при борьбе мотивов)

7. утомление (напряжение, связанное с временным снижением работоспособности).


Гуманистическая психология
Причины возникновения: появилась как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, ...

Изучение особенностей речевой сферы детей экспериментальной группы
Логопедическое обследование речи детей экспериментальной группы позволило выделить 2 подгруппы детей: дети с общим недоразвитием речи III уровня развития (ОНР – III ур.) и дети с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Таблица 3 Дети с ОНР III ур. – 50% Дети с ФФН – 50% Для детей с ФФН данной подгруппы характерно неправильное ...

Экспериментальное исследование волевой готовности детей 6-7 лет к школе. Постановка проблемы и организация ее исследования
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многократное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Цель работы: выявить уровень волевой готовности детей 6 - 7лет к обучению в школе. Объект исследования: дети 6 – 7 лет. Предмет исследования: особенности развития вол ...