Приемы управления функциональными состояниями
Сохранение работоспособности за счет предотвращения нарушений функционального состояния или формирование благоприятных состояний возможно путем:
* создание системы обеспечения профессиональной пригодности специалистов
*разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию и эксплуатации системы «человек-машина-среда»
* обоснование и использование методов и средств непосредственного воздействия на конкретного специалиста.
Классификация приемов управления функциональным состоянием:
Формы воздействия:
1. организационные
2. психологические
3. физио-гигиенические и электрофизиологические
4. фармакологические
5. физические
Средства и методы:
1. индивидуальная регламентация труда, рабочая нагрузка, режим труда и отдыха
2. психогенные (аутотренинг, психосоматическая регуляция, гипноз, цветомузыка)
3. дыхание кислородом, искусственными газовыми смесями, закаливание.
4. стимуляторы ЦНС, транквилизаторы, адаптогены.
5. общая и специальная подготовка, спорт, активный отдых, массаж, душ, ванны.
Также можно использовать следующие приемы:
а) объединении чрезвычайно простых и монотонных действий в более сложные и разнообразные по содержанию
б) периодическая смена операций, выполняемых каждым рабочим
в) периодичность изменения ритма работы
г) введение посторонних раздражителей (в частности музыка и пение)
д) режим труда (распределение работы и отдыха в течение всего дня)
е) режим отдыха (микро паузы, активный отдых)
ж) рациональное построение смены трудовых движений и изменение характера деятельности в труде.
Проективные методы
Проективные методы представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности. Например, ему предлагают что-либо нарисовать (дом, дерево, несуществующее животное и т.п.) или сделать свободное описание какого-либо объекта, события, вылепить скульптурное изображение и т ...
Сказкотерапия как средство развития толерантности
К особенностям сказочного жанра, который способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся:
1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить п ...
Соотношение личности и профессии
Парсон считал, что для правильного выбора профессии индивиду необходимо иметь ясное представление о себе и своих способностях. Соотношение независимых личностных особенностей с соответствующими профессиональными функциями и составляет механизм выбора профессии.
Шандриков, Кудрявцев и Климов признают факт влияния профессии на личность и ...