RSS Feed

Механизмы индивидуального кризиса
Страница 2

Общей основой всех процессов переживания, свойственных данному типу жизни, является механизм терпения. Терпение – механизм, подчиняющийся принципу реальности. Оно взаимодействует с механизмом защиты, подчиненным принципу удовольствия. Защита признает благо бытийно наличным, терпение – наличным в долженствовании.

Можно выделить два варианта «реалистического» переживания. Первый осуществляется в пределах пострадавшего жизненного отношения. В простейшем случае этого варианта переживания выход из критической ситуации, субъективно кажущейся неразрешимой, происходит не за счет самостоятельного психологического процесса, а в результате нежданного объективного разрешения ситуации (успех после неудачи, согласие после отказа и т.д.). Критическая ситуация здесь не психологически преодолевается, а фактически устраняется благодаря эффективному поведению или удачному стечению обстоятельств. Более сложные случаи, требующие от субъекта специальной активности, осуществляются посредством утраченных способностей или замещения. Возможность разрешения в этом психологическом мире обеспечивается двумя особенностями – способностью субъекта откладывать удовлетворение потребности на какой-то срок, за который могут быть развиты компенсаторные способности, найдены или созданы обходные пути к цели, а также способностью удовольствоваться любой заменой предмета потребности, лишь бы она вообще могла ее удовлетворить.

Второй вариант «реалистического» переживания отличается от первого тем, что между нарушенным отношением, вызвавшим необходимость в переживании, и тем последующим жизненным отношением, нормальная реализация которого знаменует об успехе переживания, нет субъективных связей преемственности. Новая деятельность и старая, фрустрированная внутренне никак не связаны между собой. Эта «компенсация» ничего не меняет в предыдущем, нарушенном жизненном отношении, это замещение без замещения.

Известные прототипы такого жизненного пути – фанатик или маньяк, состояния личности в момент «импульсивных влечений» или состояние личности в момент актуализации мотива, которому нет альтернатив.

В случае внутренне сложного и внешне легкого жизненного мира устранены все процессы, протекающие между инициативой субъекта и реализацией мотива. Вся внутренняя структура деятельности как бы выпадают, каждая отдельная деятельность, стоит ей только начаться, осуществляется мгновенно.

Главная проблематичность и устремленность внутренне сложной жизни состоит в том, чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных выборов, выработать ценностное сознание, которое обладало бы мерой измерения значимости мотивов и способностью скреплять жизненные отношения в целостность индивидуальной жизни. Ценность – единственная мера сопоставления мотивов. Принцип ценности – высший принцип сложного и легкого жизненного мира.

Во внутреннем мире индивида «сопряжены» отдельные единицы, т.е. он может держать в своем внутреннем поле несколько отношений и между ними существует последовательность.

Типы событий, подлежащие переживанию в легком и сложном мире – это внутренний конфликт (неразрешимое противоречие между двумя жизненными ценностями) и внешний конфликт (например, исчезновение предмета одного из жизненных отношений субъекта).

В этих событиях (каков бы ни был их конкретный характер) нарушаются одновременно и психологическое будущее, и смысл, и целостность жизни. Возникает разлад всей системы жизни, т.е. системы «сознание-бытие»; сознание не может принять бытие в таком виде и теряет способность осмыслять и направлять его. Преодоление этого разлада жизни, т.е. переживание в легком и сложном мире, осуществляется за счет ценностно-мотивационных перестроек. Существует два основных подтипа ценностного переживания. Первый реализуется, когда субъект не достиг еще высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается большим или меньшим изменением его ценностно-мотивационной системы. Ценностное переживание второго подтипа возможно только на высших ступенях развития ценностного сознания. Если до достижения этих ступеней ценность принадлежала личности, был частью, пусть даже важнейшей и неотъемлемой, но все-таки частью ее жизни, и личность могла сказать: «моя ценность», то теперь происходит оборачивание этого отношения – уже личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и именно в этой причащенности ценности, в служении ей находит смысл и оправдание своей жизни.

Страницы: 1 2 3


Способности и деятельность
Понятие способности не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью. Совокупность психических качеств, которая выступает как способность, в конечном итоге определяется требованиями конкретной деятельности. Для различных видов деятельности развиваются различные способности. Структура способностей к какому-либо виду деятел ...

Методические рекомендации по развитию внимания у детей дошкольного
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли в регуляц ...

Исследования критерий склонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют подростки от 14 до 17 лет мужского пола. Вторую группу составляют подростки от 14 до 17 лет женского пола. Все подростки воспитываются в социально-реабилитационном отделении для несовершеннолетних (приюте). Исследование проводилось при пом ...