RSS Feed

Введение
Страница 1

Национальный менталитет – это тот культурный контекст, в котором мы росли, воспитывались и живем сегодня. Это то, что значительно повлияло на формирование мышления каждого из нас. А значит, и на те решения, которые мы принимаем каждый день. В данной статье я бы хотел проанализировать наш национальный менталитет с точки зрения его эффективности.

Пётр Осипов

Для начала давайте разберемся, что же такое национальный менталитет и из чего он состоит? Национальная психология, национальный характер, национальный менталитет – понятия схожие, и в своей статье я буду рассматривать их как синонимы. Из определений, которые дают ученые, мне нравится следующее: «Национальный менталитет – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ».

Национальный менталитет состоит из двух уровней. Первый – генетический. Это то, с чем мы родились и изменить не можем. Множество исследователей сходятся во мнении, что генетической особенностью русского национального менталитета является правополушарное мышление. А значит, мышление творческое, чувственное, иррациональное.

Второй уровень национального менталитета – приобретенный. То, с чем мы не родились и изменить можем. Это то, как на нас влияло наше воспитание, окружающая среда. Чем раньше в нас был заложен определенный тип поведения, тем сложнее его изменить. О том, как это сделать, мы поговорим в завершение статьи.

По мнению многих исследователей, русское этническое самосознание основывается на таких концептах, как духовность, смирение, страдание, особый путь. Русский человек склонен к апатии, поискам виноватого в его личных неудачах и ожиданию внезапного будущего благоденствия. Определений много. И действительно, тема национального менталитета большая, объемная и многоплановая. В последнее десятилетие в политической, публицистической, социологической, этнографической, обществоведческой и даже исторической литературе все чаще используются понятия "национальный менталитет", "национальный характер". Быстро вошедший в широкое употребление термин "менталитет" (ментальность) имеет латинское происхождение (лат. теш - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад, темперамент). В социологии и социальной политологии словом "менталитет" принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида, социальной или классовой группы, народа в целом воспринимать мир определенным, характерным для него образом.

Не приходится сомневаться, что менталитет любого народа имеет свою характеристику, настоянную на всей его истории, культуре, обычаях, природных особенностях ареала расселения, общее слагаемое которых становится причиной отличий одного народа от других. В свою очередь менталитет оказывает влияние на те особенности бытия народа, которые в свое время рождали характер народа: историю, культуру, обычаи, устои.

Сошлемся на утверждение Л. Гумилева: "Этнос - это коллектив, отличающийся от других стереотипом поведения и противопоставляющий себя всем другим"*. Менталитет нации и есть подмеченный ученым "стереотип поведения". Стереотип поведения - довольно устойчивая категория. Например, армянина от азербайджанца можно отличить даже при сравнении того, как они принимают пищу. Речь идет не о сугубо национальных блюдах и не о степени образованности обедающего. Просто принимать пишу у этих народов принято по-разному. Еще более устойчивой категорией является характер народа. Он вырабатывается в течение веков, и для изменения его также требуются века, хотя и отрицать наличие этого процесса было бы неправильным. Характер армянина, как и русского, иранца или грека конца первого тысячелетия, конечно, не может полностью соответствовать характеру армянина, русского и т.д. современного. Время, условия жизни, опыт и другие составляющие изменили его. Но представители этих народов (как и народ в целом) и в то далекое время отличались от соседей стереотипом поведения и противопоставляли себя всем другим.

Чопорный англичанин, меланхоличный араб, угодливый еврей, импульсивный итальянец, да мало ли прозвищ, живописующих национальный характер, "заслужили" представители разных народов.

Немалое значение для менталитета любого народа имеет и пребывание его в той или иной фазе этногенеза, теория которого разработана опять-таки Л. Гумилевым*. В силу сказанного данное исследование в основных выводах ограничивается рассматриванием и изучением менталитета не только современного армянского народа, но и пережитыми им на протяжении истории изменениями.

Страницы: 1 2


Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд)
Категория деятельности рассматривается в двух направлениях: 1. В качестве объяснительного принципа (Изучается связь индивидуальной жизни человека с общественной исторической и духовной практикой людей). 2. В качестве предмета исследования. Суть данного подхода к изучению психики заключается в след: изучать психическую деятельность нео ...

Релаксационные упражнения
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслабляться по собственной воле, по своему желанию. Итак, ...

Факторная теория кэттела
Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более ...