RSS Feed

Обсуждение результатов сравнительного анализа

Психология » Взаимосвязь личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку » Обсуждение результатов сравнительного анализа

Сравнительный анализ личностных черт родителей, выбирающих деструктивный и конструктивный стиль отношения к ребенку, по t-критерию Стьюдента показал, что существует статистически значимая разница между такими родителями по многим показателям при высоком уровне достоверности отличий, следовательно, данные различия вызваны не случайными, а закономерными фактами.

Так, существенные различия по личностной тревожности позволяют судить о том, что у родителей с преобладанием конструктивного стиля отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости каких-то поисков, "горячки", переходящих в ажиотацию возбуждения непродуктивного демобилизующего характера, проявляются гораздо реже, чем у родителей с преобладанием деструктивного стиля. О том, что для конструктивных родителей характерна умеренная тревожность, писала А.С. Спиваковская (Спиваковская А.С., 2000).

По результатам обследования методикой диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера уровень общей интернальности у родителей с преобладанием конструктивного стиля отношения к ребенку значительно превышает уровень общей интернальности родителей с преобладанием деструктивного стиля. (Далее для краткости будем называть родителей конструктивными и деструктивными, имея в виду преобладание того или иного стиля отношения к ребенку). Это говорит о том, что конструктивные родители, считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Деструктивные же родители не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

Существенно отличается и уровень интернальности в области производственных отношений. Конструктивные родители склонны брать на себя большую ответственность при организации своей производственной деятельности, карьерного роста, нежели деструктивные. Можно предположить, что конструктивные родители чувствуют себя более успешными в социальном плане. На важность для правильной родительской позиции преодоления эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека, также указывала А.С. Спиваковская (Спиваковская А.С., 2000).

Значимые различия уровня интернальности в области межличностных отношений между конструктивными и деструктивными родителями указывают на большую способность конструктивных родителей контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывая к себе уважение и симпатию, чем деструктивных. Последние же не могут активно формировать свой круг общения и склонны считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

На основании этого можно сделать вывод, что конструктивные родители эмоционально устойчивее деструктивных. Они более спокойны, настойчивы, умеют держать себя в руках, зря не кричат и не обижаются на детей. Деструктивные родители более невротичны, неустойчивы в своих интересах, часто не доводят дело до конца, дают непоследовательные указания детям, что способствует невротизации уже самих детей. Поскольку фактор С имеет существенную связь с соматическими заболеваниями, особенно сердечно-сосудистыми, то можно предположить, что деструктивные родители чаще болеют, что также оказывает неблагоприятное воздействие на психику и здоровье ребенка.

У конструктивных родителей по сравнению с деструктивными значительно богаче воображение. Их внутренний мир отличается высоким напряжением. Они интересуются искусством, теоретическими, абстрактными вопросами, мировоззренческими проблемами. Этот факт подтверждает данные А.С. Спиваковской о созидательности, творческости конструктивных родителей (Спиваковская А.С., 2000). Для деструктивных родителей не характерно наличие широких интеллектуальных и эстетических интересов. В неожиданных ситуациях им не хватает воображения и находчивости, возможно поэтому они чаще прибегают к угрозам, запретам, наказаниям по отношению к детям. Им сложно предложить ребенку что-нибудь новое, интересное.


Противопоказания к деятельности практического психолога
Противопоказания: * незрелость личности; * низкая сила «ЭГО»; * низкий интеллект; * отсутствие эмпатии; * недостаточная независимость мнения; * невозможность решать свои проблемы; * излишняя заторможенность; * плохое сопротивление стрессу; * потребность в гиперопеке; * высокая тревожность; * чувство виновной ничтожности. Рек ...

Теоретическая основа тренинга снижения предэкзаменационной тревожностию Основные подходы к исследованию тревожности в психологии
Тревожность – личностная черта, отражающая уменьшение порога чувствительности к различным стрессорным агентам. Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основн ...

Особенности познавательного развития
Любознательность - важнейшая отличительная черта ребенка. Ее становление возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Эмоции - индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети п ...