RSS Feed

Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории
Страница 1

Психология » Основы психологии » Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории

Категориальный аппарат оч. обширен и сложен. Все категории разделили на 2 класса:

1. конкретно-научные категории – различные стороны психической реальности – процесс, установки, восприятие;

2. философские категории – служат направляющим ориентиром в описании и объяснении сущности психических явлений. – бытие, развитие, S, O, деят-ть, сознание.

На основе 2 класса форм-ся и развивается понятийный аппарат псих-ой науки; задают мировоззренческие основания иссл-я процедуре и всему ходу иссл-я.

Различные направления психологии различаются своим категориальным аппаратом. выделяют 3 аспекта:

1. В различных психологических школах в качестве базовых категорий используются разные категории (Отеч. психология – деятельность, психоанализ безсознательное, гуманистическая психология – личность).

2. в разных психологических школах, по разному выстраивается категориальная система: в некоторых школах в качестве базовой выбирается какая-то одна категория и вся система выстраивается на основе этой категории. (Бихевиоризм – поведение, когнитивная психология – познание). Когда вся система психологического знания выстраивается на 1 категории - это имеет свою логику, так как любая философская категория обладает характеристикой всеобщности. Однако слабость заключается в том, что психическое бытие человека многогранно. Любая категория раскрывает только 1 грань отношений чел. с действительностью. Большинство психологов сит. психология основывается на нескольких основных категориях. Одним и тем же философским категориям даётся различная интерпретация. В отечественной психологии в качестве базисных категорий интенсивно разрабатываются: отражение, д-ть, личность, общение, биол/социальное.

Отражение - категория, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

К. деятельности – психику следует изучать через внешнюю предметную деятельность субъекта, именно внешняя деятельность определяет самую необходимость психики, тк же её содержание и строение. Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры свойств, функций живого существа, его места в мире – вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные для него и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество – способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя, – говорят, что оно есть субъект активности. "Быть субъектом" значит воспроизводить себя, быть причиной существования в мире.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Человек, как это очевидно, не конгломерат разрозненных признаков, психических элементов. В практике общения люди усматривают друг в друге более или менее целостный образ, который позволяет отличать одного субъекта от другого по его не только внешнему, но и внутреннему облику.

Общение. Как и все метапсихологические категории, "общение" выступает в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому обращены многие другие науки: лингвистика (и в особенности психолингвистика), информатика, герменевтика, педагогика и др. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер категории общения.

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношении, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Биологическое и социальное

Триаду категорий психологии составляют образ, действие и мотив.

Образ – это воспроизведение внешнего объекта (под объектом следует разуметь не единичную вещь, а любое многообразие ситуаций, картин феноменов действительности в "ткани" психической организации), причем подобное воспроизведение может быть сколь угодно трансформированным сравнительно с тем, что почерпнуто в опыте непосредственных контактов с этой действительностью, иначе говоря, "оторванным" от нее, фантастическим, представляемым в совершенно ничего общего с ней не имеющих вариантах, но, тем не менее, родственным по своему категориальному статусу с отображаемым при реальных контактах с действительностью. Образ может выступать как в сенсорной, так и в лишенной чувственности форме. Во втором случае перед нами – умственный образ. Образ составляет внутреннее нераздельное единство с другими категориями – действием и мотивом.

Страницы: 1 2


Анализ результатов исследования
Количественные данные, полученные при проведении методики «Цвета» представлены в таблице 1. Таблица 1. Восприятие дошкольниками основных и дополнительных цветов (в % от общего числа испытуемых) Категория детей Выбор основного цвета при назывании его взрослым Называние основного цвета Выбор дополнительного цвета при называн ...

Эмоции
Эмоциональные процессы, функцией которых выступает внутренняя регуляция деятельности, тесно связаны с потребностью человека и его мотивацией. Эмоциональная реакция возникает лишь на то, что входит в круг потребностей и интересов человека. То, к чему человек относится безразлично , эмоций не вызывает. Эмоции возникают лишь тогда, когда п ...

Одаренные дети: особенности психического развития дошкольников
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со ...