Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категорииСтраница 1
Категориальный аппарат оч. обширен и сложен. Все категории разделили на 2 класса:
1. конкретно-научные категории – различные стороны психической реальности – процесс, установки, восприятие;
2. философские категории – служат направляющим ориентиром в описании и объяснении сущности психических явлений. – бытие, развитие, S, O, деят-ть, сознание.
На основе 2 класса форм-ся и развивается понятийный аппарат псих-ой науки; задают мировоззренческие основания иссл-я процедуре и всему ходу иссл-я.
Различные направления психологии различаются своим категориальным аппаратом. выделяют 3 аспекта:
1. В различных психологических школах в качестве базовых категорий используются разные категории (Отеч. психология – деятельность, психоанализ безсознательное, гуманистическая психология – личность).
2. в разных психологических школах, по разному выстраивается категориальная система: в некоторых школах в качестве базовой выбирается какая-то одна категория и вся система выстраивается на основе этой категории. (Бихевиоризм – поведение, когнитивная психология – познание). Когда вся система психологического знания выстраивается на 1 категории - это имеет свою логику, так как любая философская категория обладает характеристикой всеобщности. Однако слабость заключается в том, что психическое бытие человека многогранно. Любая категория раскрывает только 1 грань отношений чел. с действительностью. Большинство психологов сит. психология основывается на нескольких основных категориях. Одним и тем же философским категориям даётся различная интерпретация. В отечественной психологии в качестве базисных категорий интенсивно разрабатываются: отражение, д-ть, личность, общение, биол/социальное.
Отражение - категория, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
К. деятельности – психику следует изучать через внешнюю предметную деятельность субъекта, именно внешняя деятельность определяет самую необходимость психики, тк же её содержание и строение. Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых существ как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры свойств, функций живого существа, его места в мире – вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные для него и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество – способность к самодвижению, в ходе которого живое существо воспроизводит себя, – говорят, что оно есть субъект активности. "Быть субъектом" значит воспроизводить себя, быть причиной существования в мире.
Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание. Человек, как это очевидно, не конгломерат разрозненных признаков, психических элементов. В практике общения люди усматривают друг в друге более или менее целостный образ, который позволяет отличать одного субъекта от другого по его не только внешнему, но и внутреннему облику.
Общение. Как и все метапсихологические категории, "общение" выступает в качестве междисциплинарного предмета познания, к которому обращены многие другие науки: лингвистика (и в особенности психолингвистика), информатика, герменевтика, педагогика и др. Это в значительной степени объясняет многоплановый характер категории общения.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношении, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Биологическое и социальное
Триаду категорий психологии составляют образ, действие и мотив.
Образ – это воспроизведение внешнего объекта (под объектом следует разуметь не единичную вещь, а любое многообразие ситуаций, картин феноменов действительности в "ткани" психической организации), причем подобное воспроизведение может быть сколь угодно трансформированным сравнительно с тем, что почерпнуто в опыте непосредственных контактов с этой действительностью, иначе говоря, "оторванным" от нее, фантастическим, представляемым в совершенно ничего общего с ней не имеющих вариантах, но, тем не менее, родственным по своему категориальному статусу с отображаемым при реальных контактах с действительностью. Образ может выступать как в сенсорной, так и в лишенной чувственности форме. Во втором случае перед нами – умственный образ. Образ составляет внутреннее нераздельное единство с другими категориями – действием и мотивом.
Иерархическая уровневая природа установки
Дмитрий Николаевич Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь дея ...
Этапы и условия становления эмоциональной сферы
человека
Согласно теории дифференциальных эмоций, выделяется десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Каждая модальность представляет собой комплексный феномен, содержащий такие компоненты как:
· субъективное переживание;
· нейрофизиологические корреляты; ...
Илья Ильич Мечников
Илья Ильич Мечников
(1845-1916) — российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии, иммунологии, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902) Петербургской АН. С 1888 в Паст ...