RSS Feed

Теоретические подходы к изучениею жестокости и агрессивности у подростков и юношей. Понятие жестокости и агрессивности в психологии
Страница 2

Психология » Характеристика степени выраженности жестокости и агрессивности у современных подростков и юношей » Теоретические подходы к изучениею жестокости и агрессивности у подростков и юношей. Понятие жестокости и агрессивности в психологии

Таким образом, агрессия — это врожденный инстинкт, а агрессивность - стремление к реализации данного инстинкта, тенденция к разрушению. Следует отметить, что впоследствии некоторые представители психоанализа отошли от столь жесткого трактования агрессии как врожденного инстинкта и начали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону агрессии (А.Адлер, Э. Фромм .) [2 с. 116].

Фрустрационная теория, представленная в работах Дж. Долларда и соавторов и других исследователей, определяет агрессию как следствие фрустрации. Следовательно, агрессия рассматривается здесь не как эволюционный, а как ситуативный процесс: есть фрустрация - есть агрессия, нет фрустрации - нет агрессии. В дальнейшем данная формула уточнялась и дополнялась , но суть оставалась прежней: агрессия - это одна из моделей поведения, провоцируемая фрустрацией, выражающаяся в нанесении ущерба кому-либо или чему- либо, а агрессивность — «прижизненное приобретаемое качество, появляющееся и укрепляющееся как реакция человека на постоянное ущемление жизненно важных для него интересов, хроническое неудовлетворение его основных потребностей по вине других людей» [2 с. 126].

В бихевиористической модели социального научения (Басе, Бандура и др.) агрессия рассматривается как «социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения» [2, с. 149].

Следовательно, агрессивность рассматривается в данном случае лишь как проявление агрессии и, соответственно, эти два понятия в рамках данной концепции синонимичны.

Четвертая точка зрения на агрессию и агрессивность связана с когнитивной теорией научения. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям и собственных когнитивных процессов. Следовательно, агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

- оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

- наличие фрустрации.

- наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

- наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию. [3, с. 62]

Таким образом, понимание термина «агрессия» в рамках когнитивной теории не существенно отличается от рассмотренных ранее, т.е. включает в себя определение неких действий, связанных с причинением ущерба. Однако акцент в понимании термина «агрессивность» здесь переносится с внешнего, поведенческого плана, в план внутренний - когнитивный, личностный.

Следует отметить, что многообразие подходов в исследовании агрессии связано, в том числе, и с тем, что данный предмет исследования настолько многозначен и многообразен, что не может быть объяснен окончательно и бесповоротно в рамках одной концепции.

Таким образом, под агрессией мы будем понимать «любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животных», а под агрессивностью — «свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии» [3, с. 64.]

Страницы: 1 2 3


Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из ...

Иерархическая модель развития индивидуальности
Индивидуальные различия многообразны. Они затрагивают разные сферы и проявляются на разных уровнях. Эти инд.различия не рядоположены. Они имеют разный "вес" в индивидуальном и неповторимом облике человека. Линия индивидуальности упорядочена в иерархическую линию. В иерархической модели выделяют 4 уровня: 4. Индивидуальность ...

Эксперементальные изучения ребенка с синдромом раннего детского аутизма (монографическое исследование). Психоогическая диагостика аутичного ребенка
Ранняя диагностика аутизма имеет большое значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной сфере зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Еще в 1978 году М.Раттером были сформулированы диагностические критерии РДА, это: - особые глубокие нарушения в социальном развитии, проявляющиеся вне св ...