RSS Feed

Эмпирическое исследование соотношения осознаваемого и неосознаваемого уровней агрессивности у подростков. Цели, задачи, проведение
Страница 1

Психология » Соотношение осознаваемого уровня агрессивности с неосознаваемым уровнем у подростков » Эмпирическое исследование соотношения осознаваемого и неосознаваемого уровней агрессивности у подростков. Цели, задачи, проведение

Эмпирическое исследование в рамках данной курсовой работы имело цель выявить соотношение между осознаваемым уровнем агрессивности с неосознаваемым у подростков. Другими словами было произведено сравнение результатов одной методики, где аспекты агрессивных стратегий поведения вербально определены, с результатами другой, в которой агрессивность выявлялась невербально. Следовательно, проблема в исследовании находится между двумя полярностями. С одной стороны это рациональный и вербальный анализ собственного поведения испытуемых. С другой – скрытая предрасположенность испытуемых к определенным формам поведенческого реагирования. Таким образом, гипотеза исследования в настоящей курсовой работе звучит следующим образом:

· Осознаваемый (вербальный) уровень агрессивности соотносится с неосознаваемым (невербальным) уровнем.

В исследовании использовался тест враждебности и агрессивности Басса и Дарки. А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:

Использование физической силы против другого лица – физическая агрессия.

Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) – вербальная агрессия.

Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т.п.) – косвенная агрессия.

Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов – негативизм.

Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение.

Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред – подозрительность.

Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания – обида.

Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно – аутоагрессия, или чувство вины.[25]

При обработке полученного материала наибольший интерес для сопоставления представляли суммарные шкалы:

· шкала агрессивности, включающая в себя шкалы физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии.

· шкала враждебности, включающая в себя показатели обиды и подозрительности.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Так же в исследовании была использована методика проективного рисунка “Если бы я был(а) оружием, то каким”.

Проективный рисунок «Если бы я был (а) оружием, то каким» отражает общий уровень агрессивности, а также позволяет понять, как человек может повести себя в конфликтной ситуации. Представляя и изображая себя тем или иным оружием, рисующий переносит на бумагу собственную, более неосознанную, чем при ответах на вопросы вербального теста, агрессивность.

По тому, какое оружие – ближнего или дальнего боя – изображает испытуемый можно судить о степени его общей агрессивности. Изображение оружия ближнего

боя

может говорить о том, что человек четко осознает границы территории, которую он защищает. Такому человеку нужно подпустить к себе близко агрессора, чтобы выразить характерные для данного человека агрессивные и враждебные реакции.

Изображение оружия дальнего боя

говорит о более высокой агрессивности, нежели изображение оружия ближнего боя, потому что такому человеку нет необходимости близко подпускать к себе врага, «убить» его он сможет и на расстоянии. Другими словами, человек, представляющий себя оружием ближнего боя, навряд ли станет проявлять агрессию по отношению к незнакомым или малознакомым людям; в то время как для индивида, рисующего оружие дальнего боя, неважно по отношение к кому проявлять агрессию.

Говорит о повышенной агрессивности человека изображение оружия массового поражения

, то есть оружия, которое направлено как на уничтожение противника, так и на других, «невинных жертв боя», в том числе на возможное уничтожение собственной личности.[26]

В исследовании принимали участие ученики девятого класса в возрасте 14-16 лет. Количество испытуемых – 23 человека, из которых испытуемых женского пола 12 человек, мужского – 11 человек. Процедура исследования проходила в школе в два этапа – сначала опрашивались девочки, затем мальчики. Инструкция испытуемым в рамках опроса была следующей:

1) “Перед вами опросник, в котором содержатся 75 утверждений, касающихся вашего поведения. Если вы согласны с утверждением, то поставьте рядом с его номером знак “+”, если не согласны – знак “-”. Долго не задумывайтесь. И будьте предельно правдивы в своих ответах – помните, эта информация останется анонимной”.

Страницы: 1 2


Исследование симптомов кризиса современных первоклассников
Для исследования проявления особенностей кризиса 7 лет у современных детей была использована анкета для родителей Куличковской Елены Владимировны [18], (педагог-психолог высшей квалификационной категории). Анкета направлена на выявление уровня социализации школьника. Анкетирование проводилось в трех разных школах: в школе с традиционны ...

Оценка риска самоубийства
Если у сотрудников служб, оказывающих первичную медицинскую помощь, возникают подозрения относительно суицидального поведения, то следует обратить на это внимание и оценить следующие факторы: психическое состояние и присутствие мыслей о смерти и самоубийстве в момент исследования; наличие плана самоубийства - насколько человек подгото ...

Анализ психического содержания кризиса 7 лет в теории развития Л.С. Выготского
Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схем ...