RSS Feed

Введение

Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы.

Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.

Для экзистенциального направления, цель психологического консультирования нацелена на поиск собственного направления в жизни. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.

В данной работе рассматривается использование методов психологического консультирования в работе с детьми «группы риска» и с детьми, пострадавшими от насилия.

Особенности процесса консультирования в этом возрастном периоде:

1. Дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые;

2. Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом;

3. Консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

В связи с указанными выше особенностями с особой остротой встает проблема методов консультирования. Ребенок редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед.

В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат отрицательные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними.

Как правило, аффективные переживания устраняются у детей только после того, как меняется ситуация, провоцирующая эти переживания. Но бывает так, что изменить ситуацию невозможно в силу каких-то объективных причин. Тогда психолог должен суметь изменить личностный смысл ситуации для ребенка и тем самым изменить его переживания.

Изменить личностный смысл возможно в том случае, если консультант покажет ребенку ситуацию не с привычной для него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новая позиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна быть привлекательной для консультируемого и соответствовать его личностным притязаниям.

Изменение личностного смысла ситуации позволяет сгладить, а иногда и совсем устранить аффективные переживания, вызываемые данной ситуацией, и соответственно добиться изменения поведения ребенка.

Найти новую точку видения событий психолог может с помощью выхода из состояния поглощения жизнедеятельностью в некую внешнюю позицию, откуда данная ситуация предстает в совершенно ином виде. Выход в рефлексивную позицию позволяет консультанту провести анализ существующего положения дел и понять, с какой стороны подать ситуацию ребенку, чтобы она приобрела бы для него новый личностный смысл.


Клинические критерии синдрома предменструального напряжения
I. В течение последнего года в большинстве менструальных циклов наблюдается пять или более из перечисленных ниже симптомов. Симптоматика сохраняется в течение последней недели фазы желтого тела, ремиттирует через несколько дней после начала фолликулярной фазы и отсутствует в течение недели после менструации. По крайней мере один из симп ...

Парадигмальный
Психология, кот. занимался Вундт приняла 2 облика: структурализм и функционализм. Структурализм: главная задача психологии – экспериментальное иссл-е стр-ры созн-я. Усилия школы б. направлены на поиск исходных инструментов психики и способов их структурирования. Последователь Вундта – Титченер . Созн-е имеет свой собственный строй и ма ...

Уровни развития группы
Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются. Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в ...