ВведениеСтраница 1
Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-х годов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включением ее в совершенно не свойственные предыдущим поколениям общественно-экономические отношения, новые ценности. В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. Личность здесь рассматривается не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.
Человек – существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В решении сложных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться. На наш взгляд, развитие организаторских и коммуникативных качеств очень важно именно в подростковом возрасте. В подростковом возрасте наблюдается высокая потребность в общении среди подростков, наряду с низкими коммуникативными и организаторскими навыками. Поэтому, для того чтобы в будущем личность была всесторонне развита, необходимо развивать навыки общения.
В отечественной социологии особое внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, Волков К. Н., Коломинский Я. Л.), процессов становления личности молодого человека (И.С. Кон, Ананьев В. Г., Андреева Г. М., Божович Л. И., Петровская Л. А.).
В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношений поколений (К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежным субкультурам (С. Эйзенштадт, А. Коэн), изменению ценностей (Р. Инглехард) и др. [18, с. 380-389].
У всякого индивида есть его отдельные потребности – физиологические, такие, как голод, и психологические, такие, как потребность в положительных эмоциях. И во все времена удовлетворение человеком этих потребностей происходило с использованием общения.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано и с возрастом усиливается. Отсутствие общества сверстников у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания [5, с. 8-14].
Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы тревожит существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Рост негативной самооценки отражается в тяге подростков к стихийно-групповому общению со сверстниками, в появлении разного рода уличных компаний, неформальных и антисоциальных групп.
Причина роста негативной самооценки кроется в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность подростка в общественном признании, что задерживает его личностное самоопределение, интенсифицирует квазипотребности, квазиинтересы. Не случайно от 11 до 15 лет наблюдается отчетливая тенденция предпочитать социально-ориентированную форму общения, создающую для подростков действительные условия их признания как социально значимых лиц, утверждения во взрослом мире [15, с.266-270].
Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичными детьми
Я хочу рассказать Вам о некоторых приемах работы с аутичными детьми. Эти приемы проверены мной на практике и дают хорошие поближе познакомить Вас с Даниилом.
«Мы познакомились с ним в нашем ДОУ, ему было 7 лет. На первый взгляд он не на что не реагировал, постоянно молчал, то вдруг издавал резкие звуки, все это лишний раз подтверждало ...
Специфика общения младших школьников с задержкой
психического развития
В психолого-педагогических исследованиях последних десятилетий, посвященных изучению условий и средств оптимизации обучения и развития интеллектуальных возможностей детей, все большее внимание уделяется специфике взаимодействия взрослых с учениками и взаимодействию самих обучающихся.
В условиях общения повышается общая активность мышле ...
Анализ психического содержания кризиса 7 лет в теории развития Л.С.
Выготского
Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схем ...