RSS Feed

Психологическое консультирование детей – жертв насилия
Страница 1

Психология » Психологическое консультирование детей » Психологическое консультирование детей – жертв насилия

В процессе консультирования таких детей – жертв насилия чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке.

Задачи, стоящие перед психологом:

− способствовать в уменьшении у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

− помочь в укреплении чувства собственной значимости;

− сформировать новые поведенческие паттерны;

− способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;

− способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного «Я» в том числе и физического образа «Я».

Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что кризисное вмешательство и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима длительная работа не только с ребенком, но и со всей семьей.

Наиболее эффективными в работе с такими детьми считаются: визуализация, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.

Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением.

Выбор конкретного метода в практической работе зависит от:

− возраста ребенка;

− стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа (над мыслями, эмоциями или поведением);

− уровня когнитивного развития ребенка.

Консультирование лучше проводить в игровой или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности и контроля над ситуацией. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, поскольку взрослые бывают чересчур агрессивными, инициируя разговор с ребенком.

Консультант должен служить примером обязательности для ребенка, не опаздывать и, по возможности, не переносить время встреч, поскольку это может быть интерпретировано как отсутствие интереса или рождает беспокойство, раздражение.

Консультант должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот. Вполне естественно, что ребенок – жертва насилия испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем ведут его родители или учителя. Это может вылиться в изначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.

Обычно мотивация встретиться с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенок стремится испытывать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, с которым уже сформированы доверительные отношения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие физическое или эмоциональное насилие. Тем не менее, все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Эго означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психология труда и инженерная психология
Психология труда – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической активности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда. Инженерная психология развивалась на основе психологии труда ...

Подход к бессознательному. Прошлое и будущее в бессознательном
Человек пользуется устным или письменным словом для того , чтобы выразить смысл, который он хотел бы передать. Наш язык полон символов, но мы также пользуемся знаками и образами не строго описательными. Некоторые являются простыми аббревиатурами, т.е. рядом заглавных букв, таких, например, как ООН, ЮНЕСКО, другие – торговые марки, назва ...

Психологические особенности подростков, воспитывающихся в приюте
Известно, что дети с раннего возраста находящиеся в детских учреждения интернатного типа, по ряду существенных психологических характеристик отличаются от детей, воспитывающихся в семье: по одним параметрам учащиеся школы-интерната находятся на уровне своих сверстников из обычных школ или даже несколько опережают их, по другим не только ...