RSS Feed

Психологическое консультирование детей – жертв насилия
Страница 3

Психология » Психологическое консультирование детей » Психологическое консультирование детей – жертв насилия

6. Завершение сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что происходило во время их встречи, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Обычно обобщение занимает 2-4 минуты. Рекомендуется просить ребенка в начале каждой последующей сессии вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования, а психологу проверить собственную эффективность.

В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок, а что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если вместо задавания вопросов применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.

Иногда в желании помочь ребенку психологи задают чересчур прямые, директивные вопросы, что вызывает у клиента желание закрыться и уйти от контакта. Безусловно, в психотерапии есть моменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с целью уточнения или разъяснения. В таком случае вопросы открытого типа более уместны. Они дают возможность ребенку выбран, то, что для него значимо, и не ограничивают свободы выражения своего мнения.

Например, открытый вопрос: «Расскажи мне о своей семье» подразумевает потенциальные ответы на такие вопросы, как «Живешь ли ты с обоими родителями?»; «Кого ты включаешь в свою семью?»; Как ты относишься к членам своей семьи?»

Необходимо осторожно относиться к вопросу «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это сделал?» Ребенок может интерпретировать подобный вопрос следующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?» В таком случае ребенок начинает защищаться, как будто от него требуют дать логическое объяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит на уровне подсознания, а задача психолога - помочь ребенку осознать свои мотивы. Обычно ответ на подобные вопросы позволяет понять только одно: как ребенок использует защитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причины своих действий.

Вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка, и предлагают следующие рекомендации для постановки вопросов дошкольникам:

− использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5;

− использовать чаще имена, чем местоимения;

− использовать терминологию ребенка;

− не говорить: «Ты понял, о чем и спрашиваю?», а попросить ребенка повторить слова психолога;

− не повторять те вопросы, которые ребенок не понимает, а вместо этого перефразировать вопрос;

− не задавать несколько вопросов одновременно;

− после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, а не задавать следующий вопрос, чтобы побудить ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.

Обобщая, можно сказать, что прежде, чем задавать вопросы, специалисту следует определить, насколько эти вопросы уместны:

− насколько поставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему;

− насколько поставленный вопрос способствует раскрытию и самовыражению клиента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Общая характеристика функциональных состояний
Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций. Эта ответная реакция отражает процессы адаптации к воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний, а также характеризует остаточные процессы после этих взаимодействий. Это дает возможность говорить о функ ...

Типы фрустрационных реакций
Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации. 1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – по сути является атакой либо непосредственно на фрустрирующее препятствие, либо на объект (предмет), выс ...

Профессиональный отбор. Методики, используемые для проведения профотбора
Профотбор – это специальная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению профессией, достижению определенного уровня мастерства, а также выполнения обязанностей в обычных и стрессовых условиях. Акцент делается на прогноз. Виды профотбора: * медицинский; * физиологический; * педагогический; * психологическ ...