RSS Feed

Психологическое консультирование детей – жертв насилия
Страница 3

Психология » Психологическое консультирование детей » Психологическое консультирование детей – жертв насилия

6. Завершение сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что происходило во время их встречи, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Обычно обобщение занимает 2-4 минуты. Рекомендуется просить ребенка в начале каждой последующей сессии вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования, а психологу проверить собственную эффективность.

В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок, а что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если вместо задавания вопросов применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.

Иногда в желании помочь ребенку психологи задают чересчур прямые, директивные вопросы, что вызывает у клиента желание закрыться и уйти от контакта. Безусловно, в психотерапии есть моменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с целью уточнения или разъяснения. В таком случае вопросы открытого типа более уместны. Они дают возможность ребенку выбран, то, что для него значимо, и не ограничивают свободы выражения своего мнения.

Например, открытый вопрос: «Расскажи мне о своей семье» подразумевает потенциальные ответы на такие вопросы, как «Живешь ли ты с обоими родителями?»; «Кого ты включаешь в свою семью?»; Как ты относишься к членам своей семьи?»

Необходимо осторожно относиться к вопросу «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это сделал?» Ребенок может интерпретировать подобный вопрос следующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?» В таком случае ребенок начинает защищаться, как будто от него требуют дать логическое объяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит на уровне подсознания, а задача психолога - помочь ребенку осознать свои мотивы. Обычно ответ на подобные вопросы позволяет понять только одно: как ребенок использует защитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причины своих действий.

Вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка, и предлагают следующие рекомендации для постановки вопросов дошкольникам:

− использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5;

− использовать чаще имена, чем местоимения;

− использовать терминологию ребенка;

− не говорить: «Ты понял, о чем и спрашиваю?», а попросить ребенка повторить слова психолога;

− не повторять те вопросы, которые ребенок не понимает, а вместо этого перефразировать вопрос;

− не задавать несколько вопросов одновременно;

− после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, а не задавать следующий вопрос, чтобы побудить ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.

Обобщая, можно сказать, что прежде, чем задавать вопросы, специалисту следует определить, насколько эти вопросы уместны:

− насколько поставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему;

− насколько поставленный вопрос способствует раскрытию и самовыражению клиента.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Характеристика необходимых личностных качеств, присущих некоторым профессиям и особенности данных профессий
Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения ...

Уровни развития группы
Рассмотрение предыдущих вопросов убеждает нас в том, что группы - общности динамические. Они никогда не бывают статичными. Отношения в них, как и сами группы, постоянно изменяются. Существуют различные подходы к выделению уровней развития групп. Рассмотрим сначала популярный на западе подход Токмана, получивший широкую известность и в ...

Методические материалы для работы с родителями
Приложение 1 ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ (Методические материалы для работы с родителями) Цель – формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого. На подготовительном этапе – подбор и рекомендация соответствующей литературы для родителей, пр ...