Исследование особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. Цель, задачи, методика исследованийСтраница 1
Как говорилось выше, сенсорное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности и проявляется в недостаточной сформированности сенсорных эталонов.
Для подтверждения этих особенностей был проведён констатирующий эксперимент, задачами которого являются:
– изучение особенностей усвоения эталонов цвета дошкольниками с задержкой психического развития;
– изучение особенностей усвоения эталонов формы дошкольниками с задержкой психического развития;
– изучение особенностей усвоения эталонов величины дошкольниками с задержкой психического развития.
Исследование проводилось на базе МДОУ «детский сад компенсирующего вида №124 «Мирославна» г. Архангельска, МДОУ «детский сад компенсирующего вида №37 «Колобок» г. Архангельска и МДОУ № 167 «Улыбка» г. Архангельска.
В эксперименте принимали участие 24 ребёнка, возрастом пять – шесть лет. 12 детей с нормальным психическим развитием и 12 детей с задержкой психического развития (смешенное специфическое расстройство развития). Пятеро детей находятся в коррекции первый год, остальные (восемь) посещают специальные группы второй год.
Дети шли на контакт, доброжелательно относились к процедуре исследования. Добровольно выполняли задания, проявляли к ним интерес. Некоторые дети проявляли желание ещё раз «позаниматься».
Констатирующий эксперимент включал следующие методики (Катаева А.А., Стребелева Е.А.):
1). Методика «Цвета»;
2). Методика «Формы»;
3). Методика «Определи у кого, какой предмет»;
4). Методика «Сложи полоски».
Методика «Цвета».
Цель: определить способность соотношения и дифференцировки цвета, знание цветов и их названий.
Оборудование: 12 цветных карточек.
Инструкция: я буду показывать тебе карточки, а ты называй её цвет.
Процедура проведения: экспериментатор показывает цветные карточки ребёнку по одной, начиная с основных цветов (красный, жёлтый, синий), а затем – карточки дополнительных цветов. Каждый ответ ребёнка фиксируется.
В случае если ребёнок не называет один или несколько цветов, то после демонстрации все карточки выкладываются перед ним и экспериментатор даёт инструкцию: «Я назову цвет, а ты покажи нужную карточку».
Методика «Формы».
Цель: определить знание геометрических форм и их названий.
Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур.
Инструкция: назови фигуру.
Процедура обследования: экспериментатор демонстрирует ребёнку геометрические фигуры и даёт инструкцию. Каждый ответ ребёнка фиксируется.
В случае если ребёнок не называет одну или несколько фигур, то после демонстрации все фигуры выкладываются перед ним и экспериментатор даёт инструкцию: «Я назову фигуру, а ты покажи её».
Методика «Сложи полоски».
Цель: выявить способность ребёнка определять величину предметов.
Оборудование: пять полосок бумаги (ширина – 2 см, длина самой длинной – 20 см, самой короткой – 12 см).
Инструкция: сложи полоски так, чтобы получилась лесенка.
Процедура обследования: перед ребёнком выкладывают полоски, дают инструкцию.
Задание выполнено правильно, если ребёнок сложил полоски последовательно (по нарастанию или убыванию).
Виды одаренности и типология одаренных детей
С психологической точки зрения одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большо ...
Методические материалы для работы с родителями
Приложение 1
ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ
(Методические материалы для работы с родителями)
Цель
– формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.
На подготовительном этапе – подбор и рекомендация соответствующей литературы для родителей, пр ...
Особенности мотивации учебной деятельности студентов
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:
1. От характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие ...