RSS Feed

Психологическое консультирование детей – жертв насилия
Страница 4

Психология » Психологическое консультирование детей » Психологическое консультирование детей – жертв насилия

Несмотря на то, что большинство профессионалов сообщают о валидности детских воспоминаний о насилии, тем не менее, всегда нужно учитывать склонность детей к преувеличению с целью вызвать к себе симпатию и привлечь внимание. Следует учитывать, что родители могут использовать обвинения в насилии в бракоразводных процессах и при вынесении судебных решений об опекунстве над ребенком.

Существует два источника ложной памяти: средства массовой информации и навязывание психологом своих гипотез. Ребенок получает информацию о насилии над детьми с экрана телевизора или из разговоров взрослых. Родители могут постоянно предупреждать ребенка об опасности встречи с насильником.

Психолог, со своей стороны, может непреднамеренно внести свой вклад в формирование ложной памяти, задавая вопросы, которые как бы подталкивают клиента к утвердительному ответу, или интерпретируя фантазии ребенка в заданном направлении. К сожалению, специалисты не имеют прямого инструментария, который бы определял правдивость маленьких клиентов. Тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые могут помочь:

− не нужно спешить с выводами и опираться только на один какой-то метод при определении, имело ли место насилие;

− не стоит задавать наводящие вопросы;

− не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, но фиксировать происходящее посредством записей или аудио- и видеотехнологий;

− в случае неясной ситуации консультироваться со специалистами;

− полезно использовать метод свободных ассоциаций;

− сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить: «Расскажи мне об этом подробнее».

Очевидно, что психотерапевтический процесс необходимо заканчивать, когда цель, поставленная совместно психологом и клиентом, достигнута. На последней сессии обязательно обсуждается следующее:

− что происходило с ребенком в процессе консультирования;

− какая цель была поставлена, достигнута ли она;

− какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими);

− как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет;

− какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть.

Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни.

Можно попросить ребенка позвонить или написать либо договориться о кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже, но не позднее чем через полгода. Помимо этого, психолог при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта: ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью.

Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Хотя следует с большой предусмотрительностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка
Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А.И., 1998). Так, один из основоположников отечественной психиатрии И.М. Балинский (1859) считал, что строгое, несправедливое отношение к детям в се ...

Метод наблюдения
Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается, то речь идет о простом объективном наблюдении. Различают прямое и косвенное наблюдение. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдени ...

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
Цель опросника выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых. Опросник состоит из 25 суждений, с которыми испытуемые должны согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет») По результатам диагностики определяется степень выраженности следующих негативных тенденций 1. Завуалированная жестокость в отно ...