RSS Feed

Экспериментальное исследование методом анкетирования
Страница 1

Психология » Особенности общения в молодёжной сфере » Экспериментальное исследование методом анкетирования

В качестве методов исследования мы выбрали методы наблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны.

Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы.

В течение трех недель мы наблюдали за учащимися (девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с классными руководителями и преподавателями, чтобы сформировалась картина взаимоотношений в классах, чтобы иметь общее представление об особенностях личности каждой девушки, об их интересах, взглядах и предпочтениях. Мы присутствовали на уроках, просматривали учебные журналы, собирая таким образом общую информацию об учащихся.

Нами была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов. Для данной возрастной категории (13-15 лет) мы считаем эти вопросы актуальными, потому что основной вид деятельности подростков (помимо учебно-трудовой деятельности) – это интимно-личностное общение. Основная цель данного вида общения – понимание и самораскрытие. В этом возрасте заметно возрастает потребность в общении, и растет его избирательность. Общение занимает особое место в жизни подростков: они ищут компании, сравнивают и отождествляют себя с другими, находят образцы для усвоения, строят свои отношения. Подросток хочет осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни. Характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников.

Анкета составлялась на основе методики исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) и методики многофакторного исследования личности Кеттела.

Целью исследования методики КОС-1 является выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей. Эти способности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Методика рассчитана на подростков в возрасте 12-16 лет. Она включает в себя 40 вопросов, на которые испытуемые дают ответы "ДА-НЕТ". Затем с помощью дешифратора определяется оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Пользуясь оценочной шкалой, экспериментатор определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей. Экспериментально установлено 5 уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) [7, с.281-283].

Масштабы, средства и время на создание методики Кеттела были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. Кеттел выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую (конформность – доминантность, алаксия (доверчивость) – протенсия (подозрительность) и т.д.). Опросник Кеттела 16PF содержит 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого, строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. При интерпретации уделяют особое внимание самым высоким и самым низким показателям. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность. Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений.

Страницы: 1 2 3


Значение экзистенциальной психологии в социальной работе
Одним из самых известных представителей экзистенциального подхода в психологии является Ирвин Ялом. И его теория может широко использоваться не только в практической психологии, терапии и консультировании, но и в социальной работе. Ялом в своей теории исходит из того, базисный конфликт человека обусловлен конфронтацией индивидуума с да ...

Объективные методы исследования
Одной из основных задач психологической науки стала разработка таких объективных методов исследования, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали метод эксперимента и метод наблю ...

Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха и умиротворения. Десятиминутный отдых в этом положении, сочетаемый с правиль ...