RSS Feed

Экспериментальное исследование методом анкетирования
Страница 1

Психология » Особенности общения в молодёжной сфере » Экспериментальное исследование методом анкетирования

В качестве методов исследования мы выбрали методы наблюдения и анкетирования, потому что данные методы здесь оптимальны.

Выборка сформировалась исходя из данной гипотезы.

В течение трех недель мы наблюдали за учащимися (девочками) 8-х классов лицея № 48 города Калуги. Мы беседовали с классными руководителями и преподавателями, чтобы сформировалась картина взаимоотношений в классах, чтобы иметь общее представление об особенностях личности каждой девушки, об их интересах, взглядах и предпочтениях. Мы присутствовали на уроках, просматривали учебные журналы, собирая таким образом общую информацию об учащихся.

Нами была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов. Для данной возрастной категории (13-15 лет) мы считаем эти вопросы актуальными, потому что основной вид деятельности подростков (помимо учебно-трудовой деятельности) – это интимно-личностное общение. Основная цель данного вида общения – понимание и самораскрытие. В этом возрасте заметно возрастает потребность в общении, и растет его избирательность. Общение занимает особое место в жизни подростков: они ищут компании, сравнивают и отождествляют себя с другими, находят образцы для усвоения, строят свои отношения. Подросток хочет осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни. Характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников.

Анкета составлялась на основе методики исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) и методики многофакторного исследования личности Кеттела.

Целью исследования методики КОС-1 является выявление уровня коммуникативных и организаторских способностей. Эти способности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Методика рассчитана на подростков в возрасте 12-16 лет. Она включает в себя 40 вопросов, на которые испытуемые дают ответы "ДА-НЕТ". Затем с помощью дешифратора определяется оценочный коэффициент коммуникативных и организаторских способностей. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Пользуясь оценочной шкалой, экспериментатор определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей. Экспериментально установлено 5 уровней (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) [7, с.281-283].

Масштабы, средства и время на создание методики Кеттела были затрачены огромные. Изо всех словарей выбрали слова, описывающие состояния человека. По ним выявили основные качества личности и сформулировали вопросы, описывающие психические состояния. Кеттел выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую (конформность – доминантность, алаксия (доверчивость) – протенсия (подозрительность) и т.д.). Опросник Кеттела 16PF содержит 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого, строится график, на котором отмечаются крайние значения каждого фактора. При интерпретации уделяют особое внимание самым высоким и самым низким показателям. Данные тестирования анализируются и интерпретируются. Тест исследует интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые способности, а также тревожность, интроверсию (экстраверсию), чувствительность. Существует сокращенный вариант теста Кеттела. Он содержит 79 утверждений.

Страницы: 1 2 3


Конфликт в индустрии гостеприимства. Конфликт: содержание понятия, структура и стадии развития
Прежде чем говорить о конфликте, необходимо раскрыть содержание понятия «индустрия гостеприимства». В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» под редакцией Аванесова Г.А. и др. дается следующее определение «индустрии гостеприимства» – система современных производств, предприятий, сервисных учреждений и организаций, специали ...

Метод наблюдения
Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается, то речь идет о простом объективном наблюдении. Различают прямое и косвенное наблюдение. Примером прямого наблюдения может быть изучение реакции человека на раздражитель или наблюдение за поведением детей в группе, если мы изучаем типы контактов. Прямые наблюдени ...

Параметры групп
Юношеские (и шире – молодежные) группы и объединения можно сравнивать и оценивать по различным параметрам: по их юридическому статусу (официальные и неофициальные, институционализированные и спонтанно-стихийные), по социально-психологическому статусу (группы принадлежности и референтные группы), по численности (большие и малые), по степ ...