Экспериментальное исследование методом анкетированияСтраница 2
Также при составлении анкеты мы опирались на данные теста Т. Лири. Его цель – проследить степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях. Тест-опросник Т. Лири представляет собой 128 характерологических утверждений. С его помощью определяется степень выраженности свойств личности, которые могут быть сгруппированы в 8 психологических тенденций, определяющих различные личностные черты (доминантность, уверенность в себе, настойчивость, независимость – холодность, зависимость – подчиняемость, несамостоятельность, общительность, отзывчивость) [3, с.59-83].
Разработанная нами анкета направлена на исследование среди девочек- подростков в возрасте 13-15 лет коммуникативных, лидерских качеств и степени уверенности в себе. Анкета позволяет выявить, насколько коммуникабельны испытуемые, выявить предпочитаемые среды общения испытуемых, значение и роль общения в их жизни, трудности общения с малознакомыми людьми, значение для них общения с товарищами, умение включиться в новую для них компанию.
В анкетировании участвовали 23 ученицы восьмых классов. Исследование показало, что:
– общительными себя считают 100% испытуемых;
– приятнее и проще проводить время с людьми, а не с книгами или за каким-либо занятием 100% испытуемых;
– 100% испытуемых предпочитают проводить свободное время в компании друзей;
– большинство испытуемых стремятся к новым знакомствам, к общению с различными людьми;
– только небольшой процент (17%) составляют те, кому трудно включиться в новую компанию, кому хочется побыть в одиночестве (26%);
– около четверти испытуемых (22%) неуверенно чувствуют себя в окружении большой группы товарищей;
– необходимо подчеркнуть достаточно большую долю тех, кто неуверенно чувствует себя среди малознакомых людей (48%);
– около половины испытуемых (43,5%) отметили, что им трудно внести оживление в малознакомую компанию.
Исследование подтвердило нашу гипотезу.
Экспериментальные данные, полученные в результате анкетирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ответы испытуемых
№ вопроса № испыт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
3 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
4 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
5 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
6 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
7 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
8 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
9 |
14 |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
10 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
11 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
12 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
13 |
14 |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
14 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
15 |
13 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
16 |
14 |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
+ |
17 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
18 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
19 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
20 |
13 |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
+ |
21 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
22 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
23 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
Акмеологический период развития – период взрослости
В возрастной психологии взрослость рассматривалась как стабильный переход. Французский психолог Э. Клапаред (1926) охарактеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития. Однако впоследствии было показано, что процесс развития человека не завершается с наступлением взрослости, на всех этап ...
Типы высшей нервной
деятельности у детей
Академик Н.И. Красногорский [8] конкретизировал Павловское учение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.
Дети-сангвиники отличаются сильным, уравновешенным типом высшей нервной деятельности, у них одинаково хорошо выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Они способны контролировать свои эмоции и по ...
Человек как субъект труда. Основные условия и этапы становления
Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Она отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.
Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но ...