Экспериментальное исследование методом анкетированияСтраница 2
Также при составлении анкеты мы опирались на данные теста Т. Лири. Его цель – проследить степень выраженности коммуникативных и организаторских качеств личности в межличностных отношениях. Тест-опросник Т. Лири представляет собой 128 характерологических утверждений. С его помощью определяется степень выраженности свойств личности, которые могут быть сгруппированы в 8 психологических тенденций, определяющих различные личностные черты (доминантность, уверенность в себе, настойчивость, независимость – холодность, зависимость – подчиняемость, несамостоятельность, общительность, отзывчивость) [3, с.59-83].
Разработанная нами анкета направлена на исследование среди девочек- подростков в возрасте 13-15 лет коммуникативных, лидерских качеств и степени уверенности в себе. Анкета позволяет выявить, насколько коммуникабельны испытуемые, выявить предпочитаемые среды общения испытуемых, значение и роль общения в их жизни, трудности общения с малознакомыми людьми, значение для них общения с товарищами, умение включиться в новую для них компанию.
В анкетировании участвовали 23 ученицы восьмых классов. Исследование показало, что:
– общительными себя считают 100% испытуемых;
– приятнее и проще проводить время с людьми, а не с книгами или за каким-либо занятием 100% испытуемых;
– 100% испытуемых предпочитают проводить свободное время в компании друзей;
– большинство испытуемых стремятся к новым знакомствам, к общению с различными людьми;
– только небольшой процент (17%) составляют те, кому трудно включиться в новую компанию, кому хочется побыть в одиночестве (26%);
– около четверти испытуемых (22%) неуверенно чувствуют себя в окружении большой группы товарищей;
– необходимо подчеркнуть достаточно большую долю тех, кто неуверенно чувствует себя среди малознакомых людей (48%);
– около половины испытуемых (43,5%) отметили, что им трудно внести оживление в малознакомую компанию.
Исследование подтвердило нашу гипотезу.
Экспериментальные данные, полученные в результате анкетирования, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Ответы испытуемых
№ вопроса № испыт. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
3 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
4 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
5 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
6 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
7 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
8 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
9 |
14 |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
10 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
11 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
12 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
– |
+ |
13 |
14 |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
14 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
15 |
13 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
16 |
14 |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
+ |
17 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
18 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
19 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
20 |
13 |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
– |
– |
+ |
21 |
14 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
22 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
23 |
15 |
+ |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
Теоретические подходы к изучениею жестокости и агрессивности
у подростков и юношей. Понятие
жестокости и агрессивности в психологии
Проблема агрессии и агрессивности - одна из важнейших в психологической науке.
В настоящее время в различной психологической литературе существуют некоторые разночтения понятий «агрессия» и «агрессивность». Традиционно в русском языке понятие «агрессия» носило негативный оттенок, и связывалось с чем-то враждебным, захватническим.
В Сл ...
Теория деятельности
Теория деятельности связывается с именем Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия и др. отечественных психологов. Основным постулатом данной теории является постулат о том, что «бытие, деятельность человека определяют его сознание».
Деятельность человека состоит из нескольких неравновесных уровней:
Уровень психофи ...
Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я
Различают методы орг-ции иссл-ния:1.Экспер-ное исс-ние, систематическое наблюдение, корреляционное исс-ние. Особенность в том, что иссл-ль пытается установить причинную или корреляционные связи между основными переменными, контролируя внешние переменные.2. Естественные экс-нт и наб-ние, беседа и др. Они применяются для выявления особенн ...