RSS Feed

Методы и методики исследования
Страница 1

Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента использовался следующий пакет диагностических методик:

1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.

Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа в форме «да» или «нет», и позволят получить значения по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала представлена 12 вопросами (пунктами) различной степени трудности и имеет значения от 0 до 12 балов. В опроснике имеется также контрольная шкала, оценивающая уровень социальной желательности.

Время заполнения опросника не более 20 минут. Обработка проводится с помощью стандартного шаблона – ключа.

Опросник включает следующие шкалы:

1) предметная эргичность – характеризует жизненный тонус, стремление к умственному и физическому труду, активность, работоспособность;

2) социальная эргичность – характеризует социальную активность, трудность или легкость в общении, общительность;

3) предметная пластичность – характеризует гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к монотонной работе;

4) социальная пластичность – показывает легкость вступления в новые социальные контакты, набор коммуникативных программ, расторможенность в общении;

5) предметный темп – характеризует темп поведения, легкость движений, скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности;

6) социальный темп – характеризует легкость и плавность речи, речедвигательную активность;

7) предметная эмоциональная чувствительность – показывает чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом этого действия, чувствительность к неудачам, ощущение уверенности в себе при выполнении любого дела;

8) социальная эмоциональная чувствительность – характеризует чувствительность к неудачам в общении, уверенность в процессе социального взаимодействия, эмоциональную ранимость;

9) контрольная шкала – показывает адекватность восприятия своего поведения.

Каждая из восьми шкал (кроме контрольной) рассматривается как континцум темпераментального свойства и может быть охарактеризована биполярно по крайним значениям континуума: 0 – 3 балла – низкое значение, 9 – 12 баллов – высокие значения свойства.

Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами, автор предлагает 10 индексов темперамента человека:

1) индекс общей эмоциональности,

2) индекс эмоционального дисбаланса,

3) индекс общего темпа,

4) индекс уровня готовности к предметной деятельности,

5) индекс уровня готовности к социальной деятельности,

6) индекс предметной активности,

7) индекс социальной активности,

8) индекс общей активности,

9) индекс активности дисбаланса,

10) индекс адаптивности. [33]

2) Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика представляет собой опросник, направленный на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Текст содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».

Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится тупеем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. [27, с. 22-29]

3) Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана. Представляет собой опросник, предназначенный для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Содержит 16 вопросов на каждый из которых дается два варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа: «а» или «б». Оценка производится по степени совпадения ответов испытуемого с ключом.

Страницы: 1 2 3


Системный подход в изучении ответственности
Л.А. Косолапова, К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин и др. исследователи называют ответственность интегральным, системным качеством, которое может быть изучено "только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение (и его жизнь в целом)" [13, 98]. Исходя из принципов си ...

Исследования критерий склонностей к девиантному поведению у подростков, воспитывающихся в приюте. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют подростки от 14 до 17 лет мужского пола. Вторую группу составляют подростки от 14 до 17 лет женского пола. Все подростки воспитываются в социально-реабилитационном отделении для несовершеннолетних (приюте). Исследование проводилось при пом ...

Психологический рост (по Адлеру)
Психологический рост – это, прежде всего, движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество – основные черты здорово ...