Методы и методики исследованияСтраница 1
Основным методом исследования стал констатирующий эксперимент. В ходе эксперимента использовался следующий пакет диагностических методик:
1) Опросник структуры темперамента В.М. Русалова. Предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека.
Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа в форме «да» или «нет», и позволят получить значения по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала представлена 12 вопросами (пунктами) различной степени трудности и имеет значения от 0 до 12 балов. В опроснике имеется также контрольная шкала, оценивающая уровень социальной желательности.
Время заполнения опросника не более 20 минут. Обработка проводится с помощью стандартного шаблона – ключа.
Опросник включает следующие шкалы:
1) предметная эргичность – характеризует жизненный тонус, стремление к умственному и физическому труду, активность, работоспособность;
2) социальная эргичность – характеризует социальную активность, трудность или легкость в общении, общительность;
3) предметная пластичность – характеризует гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к монотонной работе;
4) социальная пластичность – показывает легкость вступления в новые социальные контакты, набор коммуникативных программ, расторможенность в общении;
5) предметный темп – характеризует темп поведения, легкость движений, скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности;
6) социальный темп – характеризует легкость и плавность речи, речедвигательную активность;
7) предметная эмоциональная чувствительность – показывает чувствительность к расхождению между задуманным действием и результатом этого действия, чувствительность к неудачам, ощущение уверенности в себе при выполнении любого дела;
8) социальная эмоциональная чувствительность – характеризует чувствительность к неудачам в общении, уверенность в процессе социального взаимодействия, эмоциональную ранимость;
9) контрольная шкала – показывает адекватность восприятия своего поведения.
Каждая из восьми шкал (кроме контрольной) рассматривается как континцум темпераментального свойства и может быть охарактеризована биполярно по крайним значениям континуума: 0 – 3 балла – низкое значение, 9 – 12 баллов – высокие значения свойства.
Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами, автор предлагает 10 индексов темперамента человека:
1) индекс общей эмоциональности,
2) индекс эмоционального дисбаланса,
3) индекс общего темпа,
4) индекс уровня готовности к предметной деятельности,
5) индекс уровня готовности к социальной деятельности,
6) индекс предметной активности,
7) индекс социальной активности,
8) индекс общей активности,
9) индекс активности дисбаланса,
10) индекс адаптивности. [33]
2) Методика диагностики темперамента Я. Стреляу. Методика представляет собой опросник, направленный на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. Текст содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».
Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится тупеем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. [27, с. 22-29]
3) Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана. Представляет собой опросник, предназначенный для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям. Содержит 16 вопросов на каждый из которых дается два варианта ответа. Испытуемому предлагается выбрать вариант ответа: «а» или «б». Оценка производится по степени совпадения ответов испытуемого с ключом.
Агрессия и гендерный аспект
Гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более оче ...
Особенности общения детей подросткового возраста. Социальная
ситуация развития подростка
Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и косвенных непосредственных отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения. Наряду с понятием социальная среда в психологии существует понятие «социальная ситуация развития». ...
Эмоциональная стабильность. Различные стороны вашей
личности (по К. Леонгарду)
Данный тест позволяет определить выраженность темперамента, характера и стиля мышления. Черты, присущие каждой личности, согласно теории К. Леонгарда, могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень, ядро личности. Они могут быть ярко выражены (акцентированы), и тогда их называют акцентуациями характера, а с ...