Методы и методики исследованияСтраница 2
Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в ощущениях. [27, с. 79-81]
4) Методика «Оценка потребности в одобрении». Разработана американскими психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Для выявления потребности в одобрении ими была разработана шкала мотивации одобрения, позволяющая определить косвенную меру потребности человека в одобрении других людей.
В нашей работе был использован русский вариант опросника, разработанный Ю.Л. Ханиным (1974). Методика содержит 20 вопросов, на которые предлагается отвечать «да», либо «нет». За совпадение полученных данных с ключом проставляются баллы. Общий итоговый показатель потребности в одобрении получают суммированием всех полученных баллов. Чем он выше, тем больше потребность в одобрении.
5) Методика Г. Айзенка EPQ. Представляет собой опросник, предназначенный для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра – интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да», либо «нет».
Полученные результаты ответов сопоставляются с ключом. Полученные баллы суммируются.
Методика содержит четыре шкалы:
1. экстраверсия – интроверсия – характеризует общительность и обращенность индивида внутрь себя или вовне, необходимость в контактах, импульсивность, эмоциональность.
2. нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).
3. психотизм- эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, эгоистичности, равнодушию.
4. шкала искренности-показывает, насколько адекватно человек оценивает свое поведение.
Сочетание результатов по параметрам экстраверсия – интроверсия и нейротизм позволяют выделить четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. [27, с. 121-131]
6) Методика экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильича (теппинг - тест). Тест основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью. Испытуемые в течение 30 сек. Стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 сек. И по шести получаемым точкам строится кривая изменения темпа движений кистью.
Вначале обследуемому дается возможность выявить, какой у него максимальный темп движений кистью. Для этого он 5-10 сек. Старается максимально часто стучать карандашом на бумаге. Затем начинается эксперимент. Испытуемому дается лист бумаги, разделенный на шесть расположенных в два ряда квадратов. Он должен карандашом или шариковой ручкой поставить в каждом квадрате за отведенное на каждый квадрат время (5 сек) как можно больше точек. Переход из одного квадрата в другой (по часовой стрелке) производится по команде экспериментатора, следящего по секундомеру, через каждые 5 сек., не прерывая работы. Обследуемому дается задание работать обязательно с максимальной частотой в течение 30 сек., даже если он заметит, что рука устала.
На основании полученных данных строится кривая, в которой за исходную (нулевую) точку берется темп движения за первые 5 сек. По типу кривой можно делать вывод о выраженности силы нервной системы. Выделено четыре типа кривых:
- выпуклый тип, присущ индивидам с сильной нервной системой;
- ровный тип, свидетельствует о наличии у испытуемого средней силы нервной системы;
- нисходящий тип, свидетельствует о слабости нервной системы;
- вогнутый тип, говорит о слабости нервной системы.
Таким образом, данную методику возможно использовать для диагностики силы – слабости нервной системы.
7) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Используется для выявления степени выраженности социально – психологических установок. Методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей:
Методики изучения внимания
Для изучения особенностей внимания у дошкольников с речевыми нарушениями мы использовали модифицированный вариант методик, представленный в пособии Осиповой А.А. (32). Занятия были индивидуальными, что позволило полно и точно зафиксировать характерные для каждого ребенка особенности развития свойств внимания. Для получения достоверных р ...
Существенные признаки раннего детского аутизма.
Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития.
Одним из основных признаков РДА является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют следующие речевые нарушения:
- нарушение ...
Результаты исследования эмоционального состояния женщин во время
беременности
Исследование проводилось путем опроса испытуемых. Испытуемым предъявлялось два бланка с вопросами, на которые они должны были ответить.
Исследование проводилось индивидуально.
Испытуемым предлагалось ответить на вопросы, согласно шкал инструкции. Испытуемые должны работать самостоятельно, внимательно и правдиво отвечать на вопросы.
В ...