RSS Feed

Место мотивации в структуре индивидуальности
Страница 3

Психология » Дифференциальная психология и структура индивидуальности » Место мотивации в структуре индивидуальности

Мотивационные состояния. Актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям. Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются влечение и любопытство. Когда человек говорит, что он соскучился, то это тоже означает, что у него возникло мотивационное состояние, обусловленное появившейся потребностью в общении с близким или желанием, например, поработать после длительного отдыха, вынужденного перерыва.

Имеется ряд состояний, связанных с такими этапами мотивации, как перебор вариантов удовлетворения потребности и принятие решения. Это состояние когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, страха (боязни), надежды.

С налом действия мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля- аппарате счета в виде эталона, с которым происходит сопоставление достигаемого результата.

При достижении результата и удовлетворении потребности мотив теряет актуальность, но закрепляется в долговременной памяти как опыт. Мотив становится «знаемым», как и его компоненты- потребности и цели, а также пути их достижения. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получавшийся при этом эмоциональный фон. В зависимости от знака последнего переживания потребность с объектом ее удовлетворения может стать ценностью или антиценностью для человека: он актуализирует положительные ситуации, либо, наоборот, устраняет ситуации, провоцирующие актуализацию негативных потребностей.

Часто, однако, цель не достигается и потребность остается не удовлетворенной. Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности. Однако мотив при этом видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование – мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем больше снижается острота переживания потребности.

Мотивационная установка – это задание для себя, запланированное, но отсроченное. Или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения.

Мотивационная установка может возникнуть и без неудачных попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел). При этом она может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты. В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею. Тогда человек ищет любой повод и предлог, чтобы удовлетворить свою страсть.

Среди мотивационных образований особое место занимают влечения, желания. Попытки ряда психологов разграничить такие понятия, как влечение, желание и хотение, оказались не очень продуктивными. Особенно это касается двух последних понятий. Анализируя научное и бытовое употребление этих понятий в речи, приходишь к выводу, что понятие «желание» («хотение») является ходовым мотивационным термином, который может относиться и к обозначению потребности, и к обозначению мотива в целом, мотивационной установки, мечты, влечений. И различия следует искать скорее между различными видами желаний.

Понятие «склонность» закрепилось в отечественной психологии в 40- е годы ХХ века, но до сих пор не получило однозначного толкования. В общем виде под склонностью понимают внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Следует отметить, что не всякое положительное отношение к деятельности и ее содержанию следует считать склонностью. Характерной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных глубинных причин. В большинстве случаев он не может объяснить, почему ему нравиться именно эта деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Эмоциональная стабильность. Различные стороны вашей личности (по К. Леонгарду)
Данный тест позволяет определить выраженность темперамента, характера и стиля мышления. Черты, присущие каждой личности, согласно теории К. Леонгарда, могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень, ядро личности. Они могут быть ярко выражены (акцентированы), и тогда их называют акцентуациями характера, а с ...

Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона
Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во всех этих явлениях психоаналитиче ...

Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц: - те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков; - те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурм ...