RSS Feed

Место мотивации в структуре индивидуальности
Страница 3

Психология » Дифференциальная психология и структура индивидуальности » Место мотивации в структуре индивидуальности

Мотивационные состояния. Актуальную потребность можно рассматривать как потребностное состояние. Поскольку оно связано с мотивацией, его можно отнести к мотивационным состояниям. Разновидностями потребностного состояния в определенной степени являются влечение и любопытство. Когда человек говорит, что он соскучился, то это тоже означает, что у него возникло мотивационное состояние, обусловленное появившейся потребностью в общении с близким или желанием, например, поработать после длительного отдыха, вынужденного перерыва.

Имеется ряд состояний, связанных с такими этапами мотивации, как перебор вариантов удовлетворения потребности и принятие решения. Это состояние когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, страха (боязни), надежды.

С налом действия мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля- аппарате счета в виде эталона, с которым происходит сопоставление достигаемого результата.

При достижении результата и удовлетворении потребности мотив теряет актуальность, но закрепляется в долговременной памяти как опыт. Мотив становится «знаемым», как и его компоненты- потребности и цели, а также пути их достижения. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационный банк данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получавшийся при этом эмоциональный фон. В зависимости от знака последнего переживания потребность с объектом ее удовлетворения может стать ценностью или антиценностью для человека: он актуализирует положительные ситуации, либо, наоборот, устраняет ситуации, провоцирующие актуализацию негативных потребностей.

Часто, однако, цель не достигается и потребность остается не удовлетворенной. Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворением потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности. Однако мотив при этом видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование – мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем больше снижается острота переживания потребности.

Мотивационная установка – это задание для себя, запланированное, но отсроченное. Или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удовлетворению потребности, реализации намерения.

Мотивационная установка может возникнуть и без неудачных попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел). При этом она может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты. В ряде случаев мотивационная установка превращается в навязчивую идею. Тогда человек ищет любой повод и предлог, чтобы удовлетворить свою страсть.

Среди мотивационных образований особое место занимают влечения, желания. Попытки ряда психологов разграничить такие понятия, как влечение, желание и хотение, оказались не очень продуктивными. Особенно это касается двух последних понятий. Анализируя научное и бытовое употребление этих понятий в речи, приходишь к выводу, что понятие «желание» («хотение») является ходовым мотивационным термином, который может относиться и к обозначению потребности, и к обозначению мотива в целом, мотивационной установки, мечты, влечений. И различия следует искать скорее между различными видами желаний.

Понятие «склонность» закрепилось в отечественной психологии в 40- е годы ХХ века, но до сих пор не получило однозначного толкования. В общем виде под склонностью понимают внутренне мотивированную предрасположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. Следует отметить, что не всякое положительное отношение к деятельности и ее содержанию следует считать склонностью. Характерной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных глубинных причин. В большинстве случаев он не может объяснить, почему ему нравиться именно эта деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психические состояния
В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей д ...

Проблемы практического подхода к мотивации личности
Знание логики процесса мотивации не дает существенных преимуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но ...

Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания
Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обл ...