RSS Feed

Место мотивации в структуре индивидуальности
Страница 2

Психология » Дифференциальная психология и структура индивидуальности » Место мотивации в структуре индивидуальности

Психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обуславливающие принятие решения, называют мотиваторами (мотивационными детерминантами), они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения.

Можно выделить следующие группы мотиваторов:

-нравственный контроль (наличие нравственных принципов),

-предпочтения (интересы, склонности),

-внешняя ситуация,

-собственные возможности (знания, умения, качества),

-собственное состояние в данный момент,

-условия достижения цели затраты усилий и времени),

-последствия своего действия, поступка.

Выделение мотиваторов имеет принципиальное значение. Ведь именно их многие авторы называют мотивами. Отсюда у А.Н. Леонтьева появляются «знаемые» и «реально действующие» мотивы. Первые связаны с пониманием причин необходимости совершения того или иного поступка, проявления активности. Но эти причины не приводят к конкретному поступку или действию, не обладают побудительной силой. В процессе мотивации (при выборе цели и способов ее достижения) многие мотиваторы остаются только «знаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда действен, потому что включает в себя побуждение к достижению цели.

Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе воспитания и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем используется для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и сложности, нравственные принципы, установка и самооценка. Следовательно, извне формируется именно мотиваторы, а не мотивы. [12, с. 89]

Деятельность может обуславливаться многими потребностями, которые, сосуществуя в рамках одной деятельности и устанавливая различные взаимосвязи друг с другом, создают единый мотив, служа одной интегральной цели.

Во многих случаях речь о полимотивации идет только потому, что за мотивы принимаются не только потребности, но и различные мотиваторы. Поэтому точнее было бы говорить о полимотиваторной природе поведения и деятельности. Истинная полимотивация имеет место при достижении человеком отдаленной цели, например в процессе учебной деятельности, которая направляется долговременной мотивационной установкой. Подобная деятельность связана с рядом частных деятельностей, каждая из которых побуждается и обосновывается частной по отношению к общей направленности поведения мотивами. Они как бы встроены в общий мотив и, являясь относительно самостоятельными психологическими образованиями, способствуют достижению конечной цели.

Побуждающим к деятельности факторами являются цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направленно действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно - побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти, с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. [10, c. 516]

В зависимости от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности (достижение цели, запланированного результата),мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает следующие особенности подростка: чувствительность к оценке посторонними его внешности, спос ...

Родительская ответственность в структуре феномена родительства
По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо ...

Мотивация
Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия “мотивация” в данном тексте ...