RSS Feed

Понятие, структура и виды общения
Страница 2

Психология » Профессиональное общение следователя » Понятие, структура и виды общения

Процесс речеобразования — сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, человек программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализ (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: "А ларчик просто открывался" приводит к неправильному пониманию фразы — ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта Фраза имеет такое членение: "А ларчик просто открывался".)

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом "красивый", более развитые люди употребляют гамму слов: "красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий" и др.) Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида.

Паралингвистические средства общения

Существенный коммуникативный фактор общения — использование паралингвистических средств общения (от греч. par — "около" и "лингвистика") — невербальных (неречевых) средств передачи информации.

Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ .). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений — мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения — состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Taк выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыка у животного, готовящегося к борьбе.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности психосоциального развития
Стремление к самоактуализации - это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, "опредмечивать" себя, свои способности, свою сущность. У одаренных дошкольников доминирующим мотивом поведения является радость от использования своих способностей. Перфекционизм - э то стремление делать все наилучшим образом, стремлен ...

Методы исследования в психологии труда
Изучение трудовой деятельности предусматривает использование совокупности методов и частные методических приемов, познание психологических явлений, закономерностей трудовой деятельности человека и обоснование практических рекомендаций по ее усовершенствованию. Предусматривает получение и использование научных факторов, данных о психоло ...

Эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста. Описание методик и процедуры исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста
В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек, 8 мальчиков); Для исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста были проведены следующие диагностические мет ...