RSS Feed

Понятие, структура и виды общения
Страница 2

Психология » Профессиональное общение следователя » Понятие, структура и виды общения

Процесс речеобразования — сложный вид деятельности. Прежде чем произнести фразу, человек программирует высказывание, лексически и синтаксически ее конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализ (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильным расставлением смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз. (Так, распространенное неправильное слитное произношение фразы: "А ларчик просто открывался" приводит к неправильному пониманию фразы — ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта Фраза имеет такое членение: "А ларчик просто открывался".)

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает статус личности. Величайшее духовное достояние — способность человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить. О человеке судят по тому, что и как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. (Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом "красивый", более развитые люди употребляют гамму слов: "красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий" и др.) Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида.

Паралингвистические средства общения

Существенный коммуникативный фактор общения — использование паралингвистических средств общения (от греч. par — "около" и "лингвистика") — невербальных (неречевых) средств передачи информации.

Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ .). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений — мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения — состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Taк выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыка у животного, готовящегося к борьбе.

Страницы: 1 2 3 4


Психологическое консультирование детей «группы риска»
К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей. Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в ...

Модели изучения интеллекта
Способности человека можно разделить на следующие группы: • общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта); • модально-общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный интеллект, технико-практический интеллект); • специальные ...

Проблема зпр в современной нучно-методической литературею Этиопатогенетические особенности ЗПР
В отечественной дефектологии понятие "задержка психического развития " является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются слабо выраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, природовом и ...