RSS Feed

Одаренность:теоретические вопросы. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»
Страница 3

Психология » Одаренность детей дошкольного возраста » Одаренность:теоретические вопросы. Понятие «одаренность» и «одаренный ребенок»

Основываясь на этих наблюдениях, Н.С. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта! Под одаренностью ребенка А. Панфилов понимает более высокую, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления[5]. Одаренность как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребенку лучше приспосабливаться к миру, окружению, другим людям, самому себе. Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей ребенка адаптироваться к жизни.

Имеющиеся в психологии подходы позволяют выделить три категории одаренных детей:

1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2) с признаками специальной умственной одаренности, например, к математике, музыке, рисованию, языкам;

3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающиеся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одаренности.

Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одаренности детей. К таким детям нельзя подходить со стандартными мерками, так как их обучение по традиционным методикам губит креативность. Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).

Признаки одаренности – это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности[6].

Оценить признаки детской одаренности и их значение для дальнейшего – непростая задача, уже хотя бы потому, что очень трудно отличить в проявлениях ребенка присущие ему индивидуальные черты от возрастных, лишь на время возникающих черт, поскольку те и другие тесно переплетаются и даже во многом могут совпадать.

Дело в том, что уже сами возрастные особенности, будучи связанными с созреванием, обусловливают умственный рост. Так, всем нормальным детям свойственна умственная активность, попытки самостоятельности, тяга к умственному напряжению. В этом органически нуждается их развивающийся мозг. И эти же особенности, более ярко выраженные, отличают детей, которые превосходят ровесников в умственном отношении. У них усиленная познавательная активность, повышенная потребность в умственной нагрузке, в умственных напряжениях. Эти черты обусловливают их необычный умственный подъем.

Известно также явление возрастной чувствительности (сензитивности). Эта особая отзывчивость на окружающее, характеризующая периоды детства, проявляется в разных направлениях: в избирательности внимания (что по преимуществу заинтересовывает ребенка), в своеобразии воображения и чувств (на что он острее реагирует, что сильнее переживает).

Страницы: 1 2 3 4


Формы и методы работы с несовершеннолетними
Вся деятельность социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения строится с учётом изучения потребностей, психического состояния, гендерного аспекта. В ходе практики мною и специалистом по социально-педагогической деятельности было проведено тестирование и анкетирование подростков Железнодорожного района г. Ульяновска. Вс ...

Основные типы акцентуаций характера
Существует две классификации типов — первая предложена к.leonhard(1968), а вторая личко а. Е., 1977. Сопоставление этих классификаций, Сделанное в. В. Юстицкиим (1977), приводится ниже тип акцентуированной Тип акцентуации характера по А. Е. Личко Лабильный циклоид личности по к- leonhard Лабильный Сверхподвижный Эмотивный Демонс ...

Психотравмирующие последствия
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для супругов, их де­тей, родителей, в результате чего они приобретают ряд отрица­тельных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность су­ществования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются о ...