RSS Feed

Поведенческие особенности одаренного ребенка дошкольного возраста

Психология » Одаренность детей дошкольного возраста » Поведенческие особенности одаренного ребенка дошкольного возраста

Выделяют три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение и высокая успешность выполнения;

- использование и изобретение новых способов в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд неожиданных путей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, прорыв, означающий выход за пределы требований выполняемого. Здесь действует закон от обратного: чем сложнее и непонятнее, тем интереснее.

Для одаренных детей дошкольного возраста свойственен качественно своеобразный индивидуальный стиль, выражающийся в непослушании, склонности все делать по своему и связанный с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции, индивидуализацией способов деятельности. Это нередко становится причиной конфликтов с окружающими, в том числе со взрослыми.

Подобные дети вообще ищут общения со старшими, полагая, что они более умные, знающие, опытные. И не дай бог им разочаровать маленького всезнайку, и оказаться некомпетентными в каких - то вопросах. Трудно бывает найти общий язык и со сверстниками: с ними неинтересно. Одаренный дошкольник часто смотрит на своих ровесников либо презрительно, либо подозрительно, с опаской, выделяя себя из их среды, замыкаясь в одиночестве или в кругу избранных.

Примечательна высокая структурированность знаний одаренных детей, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, способность практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других сведений (впечатлений, образцов, понятий и т. д.), удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности такого ребенка проявляется в его умении в сложном видеть простое, а в простом — сложное.

У них особый тип обучаемости. Он может проявляться как в более высокой скорости и легкости обучения по сравнению с остальными (такие идут с опережением программы), так и наоборот, в замедленном темпе с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений (им требуется обогащение программы).

Очень важно помнить: одаренные дети всегда нестандартны, а значит, и относиться к ним следует по-особому, не торопясь укладывать их в прокрустово ложе нормы.


Стимульный материал
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, ...

Тренинг «Эффективный педагог»
Проведенные исследования и анализ их результатов позволили разработать программу развития личности и профессиональной компетентности педагогов, суть которой – расширение знаний, умений и навыков, связанных с возрастной, педагогической, социальной, общей и дифференциальной психологией, формирование адекватного образа «я – учитель», самор ...

Симптомы депрессии
Депрессия поражает людей самыми разнообразными путями. Симптомы часто бывают запутанными и проявляются неоднозначно. Если человек поймает, в чем заключаются его проблемы, ему будет легче выбрать наилучший метод лечения. Мне кажется целесообразным разделить симптомы депрессии на два типа: психологические и биологические. ...