RSS Feed

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития личности старших дошкольников
Страница 1

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития личности старших дошкольников

Врачи, физиологи, психологи сравнительно хорошо изучили особенности развития ребенка до школы и имеют достаточно полное представление о том, какой он, будущий первоклассник, каким проходит или должен был бы прийти в школу, чтобы не сникнуть под бременем школьных нагрузок, нормально расти и развиваться.

Важно знать, чем отличаются разные возрастные этапы, знать те периоды развития, когда происходят существенные изменения, резкая перестройка и организм наиболее уязвим, когда неблагоприятные условия и воздействия внешней среды будут проявляться особенно резко.

Учителю начальной школы важно знать, что одним из таких периодов развития ребенка и является период шесть – семь лет, т.е. именно тот возраст, когда начинается систематическое обучение в школе.

Физическое развитие ребенка – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений.

На шестом году жизни продолжается созревание организма ребенка. "Вес увеличивается примерно на 200 г. в месяц, рост – на 0.5 см. Происходит изменение пропорций тела".[4, стр.74.]

В то же время у детей шести – семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.

Не закончены в этом возрасте рост, окостенение и формирование костей грудной клетки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.

У детей шести – семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках, ходьба на лыжах и т.п. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины слабо развиты, поэтому и неправильная поза в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.

Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Не закончено формирование и развитие мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений.

Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность завершения движений по сигналу.

В шесть – семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечно – сосудистой системы, повышаются ее надежность, резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения. В то же время этот возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды.

В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т.е. организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть - семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже.

Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести – семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако, по объему и уровню внимания и способности к его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников.

Для деятельности ребенка шести – семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей.

Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое "охранительное торможение" уже после 10 – 15 минут интенсивной работы.

Страницы: 1 2 3


Психологические признаки психологии труда (по Е.А. Климову)
Активность человека, использующего производительность оборудования, инструменты на рабочем месте, не всегда можно назвать трудом в психологии. Климов утверждает, что под трудом в контексте психологии труда понимают – функционирующую психическую систему, которая характеризуется 4 признаками. Эти признаки следует оценивать и осмысливать в ...

Мышление и обучение
Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению. Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в ...

Самость: символы целостности
Самость – архетип целостности и регулирующий центр личности. Юнг пишет о Самости, что она «включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие… Самость является центром суммативной личности, подобно тому, как эго есть центр сознательного разума… Самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выр ...