RSS Feed

Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет психологического изучения. Проблема объективности в психологии

Психология » Основы психологии » Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет психологического изучения. Проблема объективности в психологии

Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон.

Задача психологии – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде.

Цель: открыть средства контроля за поведением.

Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слабые, не видны).

Основная единица поведения: связь стимула и ответа обоих форм поведения. Его основная идея – раздражители внешней среды – это основные детерминирующие факторы поведения. Считал, что развитие р-ка м. направить по строго определенному пути, если обеспечить соответствующие внешние раздражители. Отрицал понятия о награде и наказании.

Недостатки теории: 1) не учитывала при хар-ке ответной реакции ее обратное воздействие на внеш. условия; 2) отсутствие понятия, кот. отражало бы результат поведения. "+" теории: со всей остротой поставила в психологии проблему научения – приобретения индивидуального опыта.

Торндайк

: формулирует законы научения. 1) закон упражнения – чем чаще повторяется действие, тем прочнее оно закрепляется; 2) закон эффекта – роль награды и наказания; 3) закон готовности – готовность физиологического субстрата проводить импульсы.

Заслуги Торндайка: 1) показал, что поведение м.б. объективным методом психологического исследования; 2) внес вклад в становление объективного метода; 3) закон эффекта – проблема мотивации поведения; 4) поведение – совокупность связей стимула и реакции. Поведение определяет как совокупность стимулов и реакций. Мышление и знание человека интерпретируются как интериоризованные цепи и системы навыков, приобретаемые мпутём проб и ошибок.

Скиннер

: теория оперантного обучения. Основная ед-ца поведения – условный рефлекс. Ввел понятие "подкрепление" – необходимое следствие действия живого существа. Сконструировал "ящик Скиннера" (нажимаешь на рычаг – пища).

Толмен:

центр. понятия: "намерение", "ожидание", "знание", кот. являются промежуточными переменными, кот. детерминируют поведение. Поведение преследует опр. цель, в нем заложено намерение, он направлено на будущее, кот отсутствует в данный момент.

Халл:

основная промежуточная переменная - навык. Он не связан с реакцией непосредственно, м/д навыком и реакцией находиться 2-я промежуточная переменная – эффективный потенциал реакции – кот. является функцией навыка, с др. стороны этот потенциал обеспечивается мотивацией и торможением. Виды торможения: 1) реактивное (как состояние, сходное с усталостью); 2) прекращение д-ти (с целью устранения реактивного торможения).

Сеченов

1) Принцип "начало согласования движения с чувствованием сигналом". Т.е. организм получает информацию о среде, в которой он будет действовать. Движение совершается только потому, что сообразуется с усл-ми внеш среды благодаря сигналам, идущим от нее к органам восприятия и различения этих сигналов. 2) Мышца также служит органом познания. Ее нервные окончания сигнализируют о внеш пространственно-временных усл-х, в кот совершается действие 3) Рефлекторное кольцо. Непрерывно происходит кольцевое управление пов-ем организма в среде 4) Открыл центральное торможение. До него оперировали только возбуждением.


Френсис гальтон: «наследственность гения»
В психологии заслуга Гальтона состояла в создании техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрении статистического метода. Мышление Гальтона формировалось в общем русле складывавшихся тогда экспериментально-психологических направлений. Изучая пороги чувствительности, ВР, ассоциации и другое, он внес ряд усовершенствовани ...

Бланк ответов
Подсчет баллов Показатели Номера высказываний Нормы Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, (68-170) 68-136 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, (68-170) 68-136 ...

Что следует и чего не следует делать
Что следует делать Слушать, проявлять эмпатию и сохранять спокойствие; Оказывать поддержку и проявлять заботу; Относиться к ситуации серьезно и оценить степень риска; Задавать вопрос о предыдущих попытках; Обсудить возможные варианты решения, кроме самоубийства; Задать вопрос о наличии плана самоубийства; Выиграть время - заключи ...