RSS Feed

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития личности старших дошкольников
Страница 2

Психология » Особенности развития волевых качеств у детей 6-7 лет » Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме волевой готовности детей 6 – 7 лет к обучению в школе. Особенности развития личности старших дошкольников

В шесть – семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. Выделяются четыре основных типа темпераментов: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Каждый тип темперамента характеризуется своими психологическими особенностями и их сочетаниями.

Дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряженно работать и играть, быстро переключаться на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Дети со слабым типом нервной системы, напротив, вялы, замедленны во всех действиях, медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются; у них, как правило, медленный темп письма и чтения, они быстро отвлекаются, не могут долго и интенсивно работать.

Мы хотим обратить внимание, что "слабость и инертность нервной системы могут быть не только наследственными, но могут явиться результатом или проявлением плохого функционального состояния, связанного со здоровьем, утомлением и другими причинами".[3, стр.39]

В шесть – семь лет все большую роль в жизни и деятельности ребенка играет слово. Идет дальнейшее накопление и совершенствование словарного запаса, (разные авторы называют различные данные по словарному запасу детей этого возраста – от 3 – до 3,5 тысяч слов), развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Шести – семилетний малыш может пересказать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного.

К началу обучения в школе совершенствуется зрительный анализатор. Но в этом возрасте еще не очень тонко и точно различаются цвета, не завершено и структурное развитие глаза – периферического органа зрения. Поэтому нарушение любых гигиенических требований к обучению приводит к нарушениям зрения.

Психическое развитие ребенка до школы преимущественно определяется и характеризуется основным видом деятельности. Такой деятельностью является ролевая игра (или игровая деятельность). Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке – все направлено на игру, совершенствуется в игре. "Поистине, "…ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре", - писал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин в своей книге "Психология игры"".[3, стр.40.]

В игре старшего дошкольника еще мало импровизации, он, скорее, копирует взрослую или свою жизнь, переносит ее в игру, но чем старше становится ребенок, тем больше в игре проявляется собственное отношение к происходящему, тем больше выдумки, импровизации.

Память ребенка шести – семи лет непроизвольна: он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, особенно важные для него, имеющие ярко выраженную положительную или отрицательную эмоциональную окраску, запоминает сведения, факты, стихи, почти буквально пересказывает содержание книги или фильма.

Характер мышления в шесть – семь лет наглядно – образный, или чувственный, т.е. при анализе события, ситуации дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой – то единичный внешний признак.

Дети еще не могут оценивать, хотя уже умеют сравнивать, не умеют классифицировать, но умеют выделять общее и различное, правда, по одному наиболее яркому признаку.

Исследования психологов показали, что возраст шести – семи лет – это период формирования психологических механизмов личности ребенка.

Психическое развитие и становление личности тесно связано с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как малыш оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей, успехи которых не удовлетворяют учителя и родителей, объективно не разобравшихся в возможностях ребенка, требующих то него больше, чем он может. Постоянная неудовлетворенность собой, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться.

Ребенок, приходящий в школу, уже может сознательно управлять своим поведением, но еще легко может отвлекаться, не может четко ставить цель. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться требованиям. Многое умеет этот маленький человек, который очень хочет, чтобы его любили и уважали, ценили в нем самого, а значит, он – личность.

Страницы: 1 2 3