RSS Feed

Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ
Страница 1

Психология » Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения » Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ

Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:

- те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков;

- те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурманивающих веществ

- те, кто не хотят и уже не могут освободиться от пагубного пристрастия.

Принципы поведения в отношении этих трех категорий лиц кардинально различаются. В первом случае начальная задача заключается в том, чтобы вызвать у наркомана негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Во втором случае прежде всего следует окружить наркомана заботой и контролем, чтобы помочь ему в преодолении сильного психического влечения к наркотикам, с которым он борется и от которого хочет избавиться. Наиболее трудный третий случай связан с одновременным выполнением обеих задач. Какими же способами можно достичь их решения?

1-й вариант: Отдается предпочтение методам терпимости, партнерства, лечения, лишенного элементов принуждения и наказаний.

2-й вариант: Предусматривается применение жесткого режима по отношению к наркоманам.

Общее в обоих вариантах лечения - требование обязательного соблюдения принципа добровольности.

Психотерапия лежит в основе воздействий при первом варианте психологической помощи и применяется в различных вариантах. Клинический психолог, работающий с наркоманами и токсикоманами, волен выбирать любой метод психотерапии, в связи со своим характером, мировоззрением, интересами, те психотерапевтические методы, которые ближе его личности, его представлениям о психиатрии.

В работе с наркозависимыми можно использовать нейролингвистическое программирование, эриксоновские техники наведения транса, гештальттерапию, психоанализ, техники психосинтеза, методики изменения мотивации экзистенциальной психотерапии, джексоновские гуманистические группы и множество других методик. Любой из таких подходов может быть как индивидуальным, так и групповым.

После того, как дезинтоксикация завершена, все усилия клинического психолога должны быть направлены на то, чтобы бывший наркоман изменил свои взгляды на мир, осознал необходимость полноценной жизни в обществе.

Это очень сложный процесс, и, в первую очередь, это не борьба с наркотиками, а борьба с желанием пациента убежать, спрятаться от страха реальной жизни. Важен сам климат психотерапии, то есть проявление к человеку доброжелательности, понимание его проблем и прежде всего - как можно более частое и длительное пребывание в его обществе.

Родным и близким наркомана следует помнить, что наркотики лишь средство такого бегства. При использовании психологом современных психотерапевтических подходов речь идет об изменении характера, фактически о перевоспитании личности, и мгновенные результаты на этом пути невозможны.

Но любые результаты важны. Крайне важно, чтобы пациент начал задумываться о своей жизни, начал понимать, что за все, происходящее с ним, отвечает только он сам. Даже если видимый результат психотерапии отрицателен, и молодой человек сорвался и начал вновь употреблять наркотики, посеянное в его душе психотерапией зерно сомнения в собственном «праве колоться» обязательно «прорастет» и даст свой результат.

Клинические психологи, работающие с проблемами наркозависимости, говорят: главное на первом этапе лечения, чтобы в человеческой душе началась «борьба мотивов». Главное, чтобы беря в руки шприц или даже задумываясь об этом, молодой человек испытывал тяжкие колебания и сомнения. Если наркоман начал думать и сомневаться — это первый шаг к успеху терапии.

Страницы: 1 2 3


Направления развития невербального мышления дошкольников с третьим уровнем речевого развития
Целью методики развития невербального мышления дошкольников, предложенной в ходе настоящего исследования, является развитие невербального мышления у детей дошкольного возраста с помощью игр. Для разработки методики мы использовали труды В.В. Коноваленко и В.С. Коноваленко [9], Е.Н. Ляшко и О.Н. Проневской [14], Б.А. Серебренникова [20]. ...

Классификация видов общения.
Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения. Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций в ...

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Эрик Эриксон , ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо - сексуального развития. Теория Эриксона – это теория психо - социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучени ...