Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихсяСтраница 1
Химическая зависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).
Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:
- объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия);
- здоровье членов семьи (наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.
- уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта( уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.
На основании наблюдения и анализа документов психолог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.
Сбор и анализ информации. Психологу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: «Что происходит?», «Где происходит?», «Почему происходит?» «Что нужно делать?», «Что будет дальше, если…?»
Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Психолог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов (инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов).
Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия психолог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков [12].
Обучение организуется с учетом личностного развития подростков( при необходимости психолог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.
Решение социальных и психологических проблем. Работники социально-психологической службы школы осуществляют патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность( контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.
Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации (включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.
Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненные программы, различные по концептуальной основе и структуре.
Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия – развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая – развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая – разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ [11].
Потенциалы возрастного развития
Успешное формирование всесторонне и гармонически развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития.
Включенность человека в разные системы: биологические, экологические, социальные, определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминант и потенциалов индивидуального развития.
Развитие человека – единый проце ...
Методические материалы для работы с родителями
Приложение 1
ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК У ДЕТЕЙ
(Методические материалы для работы с родителями)
Цель
– формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.
На подготовительном этапе – подбор и рекомендация соответствующей литературы для родителей, пр ...
Социально - психологическая адаптация (по К.Роджерсу и Р.Даймонду)
Инструкция. Вам предлагается перечень высказываний о человеке, его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения.
Прочитав каждое высказывание, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Обозначьте свой ответ в бланке, выбрав один из семи вар ...