RSS Feed

Проблема зпр в современной нучно-методической литературею Этиопатогенетические особенности ЗПР
Страница 3

Психология » Выявление детей дошкольного возраста с отклонением в психоречевом развитии » Проблема зпр в современной нучно-методической литературею Этиопатогенетические особенности ЗПР

У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки перцептивной информации. Внимание нестойкое.

У всех старших дошкольников с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей).

На передний план в структуре нарушений мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять специальные приемы запоминания, такие, как смысловое соотнесение, классификация и др. Для успешного применения логических операций как способа запоминания недостаточно владеть ими, необходимо научиться применять эти операции с целью запоминания. У детей с ЗПР основные трудности появляются на этапе использования логических операций в качестве приемов мнемической деятельности. Основные трудности эти дети испытывают в тех случаях, когда требуется продуктивно использовать интеллектуальный прием (Т.В.Егорова).

Для формирования сложных форм мыслительной деятельности необходимо полноценное развитие генетически наиболее ранних форм мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного.

Недоразвитие этих форм мышления в той или иной мере отрицательно сказывается на всех последующих этапах умственного развития ребенка.

Существенные трудности вызывает у дошкольников с ЗПР выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Задания на классификацию они выполняют на уровне речевого наглядно-образного мышления, а не конкретно-понятийного. Таким детям наиболее доступны задания по аналогии, при выполнении которых можно опереться на образец, на свой житейский опыт.

У детей с ЗПР отмечается несформированность антиципирующего анализа, что приводит к неумению предвидеть результаты своих действий. Особые трудности вызывают те задания, при выполнении которых нужно установить разной сложности причинно-следственные связи, построить программу события.

Сравнивая успешность решения рассматриваемой категории детьми наглядно-практических и словесных задач, Т.В.Егорова выделила три группы ребят: те, у которых при относительно высоком уровне развития наглядно-практического мышления отстает словесно-логическое; дети с недоразвитием того и другого видов мышления; дети, по уровню словесно-логического мышления, приближающиеся к нормально развивающимся сверстникам, но значительно отстающие от них по сформированности наглядно-практического мышления (наблюдается редко).

У детей с ЗПР обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции. Отмечается непланомерность анализа, недостаточная его тонкость, однородность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы.

Для мышления как деятельности детей с ЗПР характерно отсутствие готовности к решению интеллектуальных задач, недостаточная выраженность ориентировачного этапа в их решении, неспособность к необходимому умственному усилию, неумение контролировать себя в ходе выполнения задания (Т.В.Егорова, З.И.Калмыкова, В.И.Лубовский, 1978; Т.А.Стрекалова, 1982, У.В.Ульенкова, 1994).

У этих детей наблюдается пониженная обучаемость. При обучении у них формируются малоподвижные связи, воспроизводимые в неизменном порядке. При переходе от одной системы знаний и навыков к другой эти дети склонны применять старые способы, не видоизменяя их. Наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях процесса учения. Неумение подчинять свою деятельность поставленной цели сочетается с трудностями в планировании своих действий, с несформированностью самоконтроля. У всех детей с ЗПР наблюдается снижение активности во всех видах деятельности.

Остановимся подробнее на особенностях познавательной активности этих детей, так как в ней проявляется сложное единство ителлектуальных и мотивационных сторон психики. Эти дети не стремятся использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до момента решения задачи. При запоминании снижение познавательной активности проявляется в недостаточной эффективности использования времени, предназначенного для первоначальной ориентировки в задании, в необходимости постоянного побуждения извне к припоминанию, неумение применять приемы, облегчающие запоминание, в резко сниженном уровне самоконтроля. В мыслительной деятельности снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности детей от поставленной цели, подмене цели более простой и знакомой. Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне того круга, куда ее направляет взрослый. Об этом свидетельствует поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Вместе с тем весьма показательно и важно при диагностике задержки психического развития и обучения этих детей - значительное расхождение у них между результатами самостоятельного решения задания и выполнения его с помощью взрослого. Это свидетельствует о больших потенциальных возможностях в коррекции данной аномалии развития (И.А.Коробейников, 1980; З.И. Калмыкова, Г.И. Жаренкова, 1975; У.В. Ульенкова, 1990).

Страницы: 1 2 3 4