RSS Feed

Деятельность и психика
Страница 1

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности, важнейшей формой которой является деятельность. Понятие психики тесно взаимосвязано с понятием деятельности в самом своем определении как способности мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Одним из составляющих психики являются психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и т. д.), развитие и функционирование которых напрямую зависит от деятельности. С другой стороны психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, общения, игры, обучения и труда. Человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Психические процессы не только участвуют в деятельности, но и развиваются в ней и сами представляют собой особые виды деятельности. Так, в деятельности формируются основные виды восприятия: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства, которые в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества.

Тесно связано с деятельностью и воображение, т. к. невозможно представить или вообразить себе то, что никогда не встречалось в деятельности. Даже наиболее оторванные от действительности образы воображения всегда имеют под собой основу уже встречавшуюся в деятельности. Процесс запоминания лучше осуществляется в деятельности, и само запоминание представляет собой особого рода мнестическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Процесс припоминания также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вспомнить материал.

Понятие мышления в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление). В других случаях деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Тесно связана с деятельностью и речь, которая представляет собой особого рода деятельность – «речевую деятельность».

В деятельности происходит формирование и другой составляющей психики – психических свойств, к которым относятся основные свойства личности, такие как темперамент, характер, способности.

Так, темперамент способен оказывать влияние на динамику деятельности, изменяя ее продуктивность. В связи с этим при подготовке некоторых специалистов проводится психологическое тестирование для определения типа темперамента человека и его профессиональной пригодности. Для каждого типа темперамента характерны индивидуальные приемы работы: чередование фаз труда и отдыха, выработка определенного темпа и т. д.

Формирования характера происходит в тесной связи с различными видами деятельности человека. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность, в школе – учебная, у взрослого человека – трудовая.

Страницы: 1 2


Проведение профотбора фирмы «КВЕСТ». Актуальность проведения профотбора на «КВЕСТ»
Сервисный центр ООО «КВЕСТ» обеспечивает необходимым техническим обслуживанием клиентов г.Новосибирска и п.Краснообска. Наличие запасных частей и повышение квалификации персонала сервисного центра позволяет поддерживать постоянно высокий уровень сервиса. Сотрудники сервисного центра прошли обучение у ведущих производителей оборудования ...

Анализ психического содержания кризиса 7 лет в теории развития Л.С. Выготского
Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая–то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. В последнее время появился ряд исследований, посвященных этому возрасту. Результаты исследований схем ...

Сеченов: учение о рефлекторной природе психики
Особым путем продвигался ИМ. Сеченов. Его первый трактат, вошедший в книгу «Психологические этюды», назывался «Рефлексы головного мозга» (1863). Трактат получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. По свидетельству современников, в России не считался образованным тот, кто его не прочитал. Сеченов, бросая вызов ...