RSS Feed

Деятельность и психика
Страница 1

Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности, важнейшей формой которой является деятельность. Понятие психики тесно взаимосвязано с понятием деятельности в самом своем определении как способности мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность.

Одним из составляющих психики являются психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и т. д.), развитие и функционирование которых напрямую зависит от деятельности. С другой стороны психические процессы выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, общения, игры, обучения и труда. Человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Психические процессы не только участвуют в деятельности, но и развиваются в ней и сами представляют собой особые виды деятельности. Так, в деятельности формируются основные виды восприятия: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства, которые в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества.

Тесно связано с деятельностью и воображение, т. к. невозможно представить или вообразить себе то, что никогда не встречалось в деятельности. Даже наиболее оторванные от действительности образы воображения всегда имеют под собой основу уже встречавшуюся в деятельности. Процесс запоминания лучше осуществляется в деятельности, и само запоминание представляет собой особого рода мнестическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Процесс припоминания также предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы вспомнить материал.

Понятие мышления в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление). В других случаях деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций.

Тесно связана с деятельностью и речь, которая представляет собой особого рода деятельность – «речевую деятельность».

В деятельности происходит формирование и другой составляющей психики – психических свойств, к которым относятся основные свойства личности, такие как темперамент, характер, способности.

Так, темперамент способен оказывать влияние на динамику деятельности, изменяя ее продуктивность. В связи с этим при подготовке некоторых специалистов проводится психологическое тестирование для определения типа темперамента человека и его профессиональной пригодности. Для каждого типа темперамента характерны индивидуальные приемы работы: чередование фаз труда и отдыха, выработка определенного темпа и т. д.

Формирования характера происходит в тесной связи с различными видами деятельности человека. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность, в школе – учебная, у взрослого человека – трудовая.

Страницы: 1 2


Результаты исследования и их обсуждение
Исследование эмоциональной компетентности родителей 1. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта – МЭИ Результаты исследования, полученные при помощи методики диагностики эмоционального интеллекта, представлены в таблице №1 Диагностика эмоциональной компетентности родителей детей дошкольного возраста в исследуемой нам ...

Особенности трудового поведения русских
Об отношениях к труду русских существуют два прямо противоположных мнения. Одни наблюдатели, особенно иностранцы, наблюдая нашу бедность, житейскую неустроенность, считают нас ленивыми. Другие, обращая внимание на грациозные масштабы России, тяжесть климатических условий, очевидные успехи в науке, промышленности и искусстве, невозможные ...

Понятие об ощущении и восприятии
Ощущение - отражение отдельных св-в предметов и явлений объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы органов чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и в ...