RSS Feed

Психика. Субъективная и объективная реальность. Структура психики человека
Страница 1

Психология » Ответы на экзаменационные вопросы по психологии » Психика. Субъективная и объективная реальность. Структура психики человека

Понятие «психика» возникло еще в Древней Греции. В переводе с греческого «психика» означает «душа». В современной психологии под психикой принято понимать способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, которые составляют структуру психики:

Психические процессы

– систематический ряд действий, фиксируемых сознанием. Конец одного психического процесса тесно связан с началом нового. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. В психических процессах выделяются познавательные, эмоциональные и волевые процессы. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых возможно познание окружающего мира и самого себя. Ощущения и восприятия являются первичными психическими процессами, на основе которых происходит развитие памяти, мышления и т. д. Внимание занимает особое место среди познавательных процессов, оно присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции – это психические процессы, которые отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т. е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

Сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению обеспечивают воля, произвольность. Память и мышления являются высшими психическими процессами, благодаря которым становится возможной сознательная деятельность.

Психические процессы характеризуются динамичностью, пластичностью, изменчивостью и непрерывностью психической деятельности;

Психические состояния

– разного вида интегрированное отражение субъектом внутренних или внешних стимулов без их отчетливого осознания. К психическим состояниям относятся: бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, отчуждение, утрата чувства реальности, ощущение знакомости воспринимаемого, скука, рассеянность, стресс и т. п. Психические состояния определяют специфику протекания психических процессов, особенно в ответственных и экстремальных ситуациях. Они тесно связаны с индивидуальными особенностями человека. Психические состояния отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни. Однако человек, обычно, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо;

Психические свойства

– это устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей. Различают:

индивидные свойства (темперамент, биогенные потребности, задатки и др.);

субъектные свойства (сознание, эмоции, способности и др.);

Страницы: 1 2


Синдром эмоционального «выгорания» и его симптомы
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «burnout», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматич ...

Бихевиоральное направление в психологии. Поведение как предмет психологического изучения. Проблема объективности в психологии
Бихевиоризм – наука о поведении, т.е. о совокупности наблюдаемых эффекторных, преимущественно двигательных реакций. Основоположник – Уотсон. Задача психологии – исследование поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. Цель: открыть средства контроля за поведением. Формы поведения: внешние и внутренние (реакции слаб ...

Системный подход в изучении ответственности
Л.А. Косолапова, К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин и др. исследователи называют ответственность интегральным, системным качеством, которое может быть изучено "только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение (и его жизнь в целом)" [13, 98]. Исходя из принципов си ...