RSS Feed

Теории мышления
Страница 1

Все существующие на сегодняшний день теории мышления кардинально различаются на две большие группы по вопросу происхождения мышления.

Первая группа теорий, получившая особое распространение в немецкой психологии, представителем которой можно назвать гештальтпсихологию, считает, что интеллект и интеллектуальные способности являются врожденным внутренними структурами, которые обеспечивают восприятие и переработку информации. Последователи этой группы теорий в современной психологии раскрывают мышление через понятие схемы или внутренней логики, которая развивается и может изменяться в процессе жизни человека.

Вторая группа теорий рассматривает интеллект, как структуру развивающуюся в процессе жизни под действием внешней среды и внутреннего развития организма в их взаимодействии.

Ранние теории мышления.

Представители второй группы концепций на раннем этапе отождествляли мышление с логикой, рассматривая только один вид мышления – теоретическое понятийное мышление. Мышление признавалось врожденной способностью. Среди интеллектуальных способностей выделялось созерцание (как умение оперировать образами), логическое рассуждение (как способность рассуждать и делать умозаключения) и рефлексия (как способность к самоанализу). К операциям мышления относили обобщение, анализ, синтез, сравнение и классификацию.

Ассоциативная теория мышления.

Мышление сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого, впечатлений, полученных от настоящего опыта. Мышление также признавалось врожденной способностью. Данная теория не могла объяснить творческий характер мышления и рассматривала его как врожденную способность разума, независимую от ассоциаций.

Теория мышления в бихевиоризме

. Мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бихевиористы первыми стали рассматривать практическое мышление, становление: практических умений и навыков, связанных с решением задач.

Психоаналитическая теория мышления.

В рамках этой теории впервые стали рассматриваться бессознательные формы мышления, зависимость мышления от потребностей и мотивов, защитные механизмы мышления.

Деятельностная теория мышления

была разработана отечественными учеными А.А. Смирновым, А.Н. Леонтьевым и некоторыми другими. В основе данной теории лежит учении о деятельностной природе психики человека. В рамках данной теории мышление понимается как особый вид познавательной деятельности, прижизненно формирующаяся способность к решению задач. Благодаря этой теории была решена, наконец, проблема противопоставления теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания, открыта новая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления. В результате этого появилась возможность решать вопросы происхождения мышления, его формирования и развития у детей в результате целенаправленного обучения. Деятельностная теория мышления явилась толчком и основой для развития теорий обучения П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и др.

Страницы: 1 2


Психологические особенности человека в состоянии суицидального кризиса
Для психологического состояния пациента, находящегося в суицидальном кризисе, характерны, в первую очередь, три особенности: 1. Амбивалентность: Большинство людей испытывают смешанные чувства по отношению к совершению суицидального акта. В душе склонного к самоубийству человека постоянно происходит борьба между желанием жить и желанием ...

Эмпирическое исследование
Описание эмпирической базы и психодиагностических методов исследования. Эмпирическая база исследования: Психодиагностическое исследование проводилось в декабре 2006-го года. В данном исследовании было опрошено 26 респондентов, учащихся 11-го А класса средней общеобразовательной школы № 1179 Южного административного округа города Москв ...

Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из ...