RSS Feed

Способности и деятельность

Понятие способности не существует само по себе, оно всегда связано с деятельностью. Совокупность психических качеств, которая выступает как способность, в конечном итоге определяется требованиями конкретной деятельности. Для различных видов деятельности развиваются различные способности. Структура способностей к какому-либо виду деятельности включает в себя ряд отдельных способностей. Так, структура математических способностей включает способность к соответствующим математическим действиям, обобщению математического материала, гибкость мыслительных процессов и т. д. Наличие способностей к одним видам деятельности не исключает наличие способностей к другим видам деятельности. Однако способности, способствующие выполнению одного вида деятельности, могут принимать участие в выполнении других не обязательно близких видов деятельности. Например, способность к созданию ярких наглядных образов памяти может успешно использоваться в литературной, педагогической, медицинской деятельности, в черчении. Особенности личности, образующие структуру конкретных способностей условно разделяются на ведущие и вспомогательные. Так, к ведущим особенностям врача относятся любовь к людям, сострадательность, желание помочь и облегчить страдания, способность к анализу, синтезу и дифференциации, к вспомогательным терпение, упорство, тактичность. Возможно замещение одних способностей другими, обычно выполняющих вспомогательную функцию. Например, слабое развитие способности механического запоминания текста может замещаться логическим запоминанием.

Способности и деятельность не являются тождественными друг к другу понятиями. Человек может быть хорошо технически образован и подготовлен, но мало способен к какой-либо деятельности и наоборот. Так, известны люди, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями. Способность является лишь предпосылкой к освоению определенных видов деятельности, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Для развития способностей в определенной деятельности необходимы соответствующие условия: специальное обучение, творчески работающие педагоги и т. д.

Способности не только проявляются в деятельности, но и развиваются благодаря деятельности. Но не всякая деятельность развивает способности личности. Существуют такие виды деятельности, которые наоборот, отвлекают и даже тормозят развитие основных способностей. Например, если человек имеющий музыкальные наклонности, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать заложенные в нем способности. К показателям развития способностей в той или иной области человеческой деятельности могут служить темп усвоения, его легкость и быстрота. Способный человек при прочих равных условиях (уровня подготовленности, лимита времени, наличия знаний, умений и навыков и т. д.) получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.

Способности нельзя свести лишь к одному какому-либо свойству, так как любая деятельность сложна и многообразна. Достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Требования, которые предъявляет деятельность к физическим и психическим силам человека могут быть разнообразны. Если личность обладает этими свойствами, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. В случае, если подобные свойства не обнаруживаются, человек оказывается неспособным выполнять ту или иную деятельность.


Результаты экспериментального исследования особенностей внимания детей с речевыми нарушениями
I серия эксперимента. При выполнении первого задания дети обнаружили различные уровни развития объема внимания, самым характерным для них оказался средний уровень. Высокого уровня развития объема внимания не показал ни один ребенок. Средний уровень развития объема показали 8 детей (80%). Дети воспроизвели 3-4 точки из 8 за 15 секунд. Р ...

Общая характеристики психики животных. Стадии развития психики животных
Психика – свойство высокоорганизованной материи или мозга, отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа регулировать деятельность субъекта и его поведение.Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Более элементарная форма отражения – раздражимость (свойство живых организмов реагироват ...

Связь потребности и установки
Потребность определяется Дмитрием Николаевичем Узнадзе как психофизическое состояние организма, выражающее нужду в чем-либо, лежащем вне организма. Если бы у организма не возникало потребностей, то он бы оставался недвижим. Потребность дает импульсы к активности, вносит в установку тенденцию перехода к активности, обусловливая этим одну ...