RSS Feed

Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы
Страница 1

Психология » Гуманистический подход в психологии и его применение в социальной работе » Эмпирические основания применения гуманистического подхода в практике социальной работы

Как видно из первой главы данной работы, очень трудно недооценить значимость использования гуманистического подхода в практической социальной работе. И поэтому студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» должны владеть навыками консультирования в рамках гуманистической психологии. Но, вся сложность такого подхода заключается в том, что именно здесь от будущих социальных работников требуются очень важные и в то же время столь редкие качества и умения как эмпатия, способность безоценочного принятия человека, философский взгляд на происходящее вокруг, навыки глубокой личностной рефлексии. И формирование ценностей, мировоззренческих позиций, жизненных целей и устремлений личности происходит на основе потребностно-мотивационной сферы. Доминирование тех или иных потребностей в общей структуре направленности личности определяет уровень сформированности ее ценностей и ценностных ориентаций.

Выделяют четыре основных типа направленности личности: эгоцентрический; гуманистический; экзистенциальный; прагматический.[3, с. 41]

1

. Эгоцентрическая направленность личности – это направленность, при которой цели, интересы, потребности личности носят, преимущественно, эгоистический характер и занимают центральное место в иерархии ценностей. Эгоисты центрированы на своих личных переживаниях.

2

. Гуманистическая направленность личности – это такой вид направленности, при котором цели, интересы и потребности других людей приобретают первостепенное значение. В общении такие люди толерантны, аутентичны, эмпатийны.

3

. Экзистенциальная направленность личности – это направленность, при которой доминирующей потребностью выступает потребность во внутренней деятельности, характеризующейся высоким уровнем самоанализа, стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

4

. Прагматическая направленность личности – вид направленности, при котором системой доминирующей потребностей являются планы и успехи в выполняемой личностью деятельностью, иначе говоря, личность ориентируется на конкретные результаты своей деятельности, которые, в свою очередь, определяют личностную ценность и значимость.

С целью

определения личностной направленности будущих социальных работников был использован «Опросник диагностики типа направленности личности практического психолога». Этот опросник был адаптирован для социальных работников, для проведения исследования типа направленности личности в студенческих группах 3-го курса, специальности «социальная работа».

Задачами

исследования были:

- выявить наличие различных типов направленности в структуре личности будущих практических социальных работников;

- выявить представленность основных типов профессиональной направленности личности у студентов- социальных работников.

Гипотезой

исследования было предположение, что студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа» имеют преимущественно гуманистический и экзистенциальный типы направленности личности, как наиболее способствующие эффективной работе в рамках гуманистического подхода в социальной работе.

Объектом исследования

являются студенты групп ИС-021 и ИС-022 3-го курса гуманитарного факультета ОНПУ.

Предмет исследования

- тип личностной направленности будущих социальных работников.

Анализ и обработка полученных результатов

В исследовании принимало участие 27 человек. Полученные результаты представлены в виде таблицы (см. таб. 1).

При обработке результатов была определена степень выраженности того или иного показателя. Ярко выраженный тип направленности соответствует 28-39 баллам. Средняя выраженность того или иного типа направленности – 13-28. Низкая выраженность того или иного типа направленности личности – от 0 до 13. Результаты по данному параметру представлены в таблице 2 (см. таб. 2).

Таблица 1

Гуманистический тип

Экзистенциальный тип

Прагматический тип

Эгоцентрический тип

1

17

20

30

13

2

24

30

29

27

3

17

15

15

27

4

18

17

25

21

5

28

21

35

28

6

17

16

23

20

7

19

19

27

20

8

17

22

23

26

9

31

21

24

22

10

15

22

26

21

11

13

17

22

17

12

16

16

29

24

13

27

22

32

24

14

21

20

29

25

15

16

13

28

25

16

25

19

29

23

17

26

27

26

30

18

23

21

21

14

19

5

8

17

12

20

12

26

27

19

21

14

21

22

26

22

13

14

20

22

23

19

16

32

30

24

22

16

25

21

25

21

15

30

18

26

20

17

26

20

27

17

15

20

23

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика юношеского возраста
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17—21 годом для юношей и 16—20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22—23 ...

Основные сведения
Родился 14 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. В 1864 году, окончив духовное училище, поступил в Рязанскую духовную семинарию. Годы учебы Павлова совпали с бурным развитием естествознания в России. Огромное впечатление на него произвела случайно попавшая в руки книга И. М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга». Увлекшись ею, ...

IQ тест Ганса Айзенка
Описание методики: На выполнение теста дается 30 минут в течении которого испытуемый должен отвечать на поставленные вопросы. По истечении указанного времени или при ответе не все 40 вопросов испытуемому будет автоматически показан результат теста в виде вывода числа – показателя IQ. Ответы на задания состоят из одного числа, буквы или ...