RSS Feed

Виды мышления

По форме:

Наглядно-действенное мышление – это вид мыслительного процесса, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений, их преобразовании в реальной действительности. Он является генетически наиболее ранним видом мышления. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются не только у человека, но и у животных;

Наглядно-образное мышление – это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с созданием образов. Благодаря ему, возможно воссоздание реальных характеристик предмета, как образа видимого с разных точек зрения. Наглядно-образное мышление делает также возможным осуществлять непривычные, невероятные сочетания предметов и их свойств в образе, проводить операции неосуществимые в действительности. Оно позволяет мысленно занять позицию стороннего наблюдателя;

Словесно-логическое мышление – это понятийный вид мышления, основанный на использовании логических операции и понятий. Основой данного вида мышления является развитие языковых средств общения. Для него характерно абстрагированность, оперирование наиболее существенными признаками и свойствами предметов, группами и классами этих предметов.

По характеру:

Теоретическое мышление – это мышление, которое складывается в процессе мысленного оперирования научными понятиями, анализа обобщенных характеристик предмета, установления общих закономерностей. Оно основывается на абстрагировании и нацелено на объяснение явлений, познание законов, правил. Теоретическое мышление оперирует общими системными свойствами объектов;

Практическое мышление – это мышление, которое складывается в процессе преобразования действительности. Оно основывается на конкретизации общих знаний и сведений.

По степени развернутости:

Аналитическое или логическое мышление – вид мышления, который осуществляется путем последовательных логических умозаключений. Оно развернуто во времени, осознанно, имеет четко выраженные этапы;

Интуитивное – вид мышления, которое основывается на непосредственном проникновении в сущность явления, установление закономерности. Для него характерно быстрое протекание, отсутствие четко выраженных этапов, малая осознанность;

Паралогическое мышление как особый вид мышления появилось на раннем этапе развития, когда человечество еще не сформировало систему логических законов. В современном обществе его элементы проявляются в бытовых суевериях, предрассудках, массовых страхах и т. д. Оно неотделимо связано с мифологическим и мистическим мировоззрением.

По степени новизны:

Репродуктивного мышление – это вид мыслительного процесса, который основывается на воспроизведении и применении готовых знаний и умений;

Продуктивное или творческое мышление – это вид мыслительного процесса, который характеризуется созданием субъективного нового продукта и существенным преобразованием в самой познавательной деятельности. Оно предполагает личностную вовлеченность субъекта в процесс познания и преобразования действительности.

По степени волевого участия:

Непроизвольные мыслительные процессы происходят без участия воли индивидуума. Примерами подобных процессов может служить трансформация образов сновидения;

Произвольные мыслительные процессы происходят под влиянием воли индивидуума. Пример: решение мыслительных задач.

По отношению к реальности:

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами;

Аутистическое мышление – патологическая разновидность мыслительных процессов, характеризуется отрывом от непосредственного опыта, реальной действительности.


Френсис гальтон: «наследственность гения»
В психологии заслуга Гальтона состояла в создании техники изучения индивидуальных различий, прежде всего внедрении статистического метода. Мышление Гальтона формировалось в общем русле складывавшихся тогда экспериментально-психологических направлений. Изучая пороги чувствительности, ВР, ассоциации и другое, он внес ряд усовершенствовани ...

Социальная перцепция
Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны. Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы. Девять десятых обс ...

Кто я?
На предлагаемом ниже бланке вы видите 20 пронумерованных пустых линеек. Напишите, пожалуйста, на каждой из них краткий ответ на вопрос: «Кто я?» Употребите просто 20 различных существительных (можно с прилагательными). Отвечайте так, как будто отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в котором они ...