Оценка интеллекта
В XIX в. было разработано большое количество психологических тестов, в которых определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв после прослушивания буквенных рядов, и т. п. Основным результатом этих тестов явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь немного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше типичных величин. Благодаря этим результатам все испытуемые могли быть разделены на отстающих, имеющих средние показатели и сверходаренных, имеющих высокие показатели.
Позже Бине и Симон включили в свою интеллектуальную шкалу, ориентированную на измерение уровня развития ребенка, более сложные познавательные функции (запоминание, осведомленность, понимание и т. д.). Они основывались на том, что человек обладающий интеллектом, это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто, благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности», может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».
На основе тестов Бине в последствии было разработано понятие коэффициента интеллекта (IQ). Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. В наше время IQ измеряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16.
Дальнейшие исследования интеллектуального развития людей различных возрастов, выявившие нелинейный характер возрастных изменений интеллекта, а также развитие математико-статистического аппарата психологических исследований вынудили психологов отказаться от такого способа измерения и ввести стандартные показатели IQ, основанные на статистическом месте, которое занимает индивид в своей возрастной группе.
Использование коэффициента интеллекта у взрослых было впервые осуществлено Д. Векслером, который в дальнейшем разработал качественную классификацию уровней развития интеллекта, основанную на частоте встречаемости определенного IQ. Так, IQ 130 соответствует очень высокому интеллекту, 120–129 – высокому интеллекту, 110–119 – интеллекту немного выше среднего, 90‑109 – среднему уровню интеллекта, 80–89 – сниженной норме интеллекта, 70–79 – пограничному уровню развития, 69 и ниже – умственному дефекту (слабоумию).
Результаты тестирования связаны с умением тестируемых быстро и четко понять и выполнить задание. У большинства людей (около 68 %) коэффициент интеллектуальности находится в пределах 84‑116 баллов и считается людьми со средним интеллектом. Наиболее высокий уровень IQ наблюдается у лиц интеллектуального труда: научных сотрудников, студентов, педагогов, химиков и математиков.
В ряде зарубежных стран показатель общего интеллекта IQ служит основанием для определения готовности к продолжению образования, получения престижной работы, продвижения по службе и т. д.
При исследовании интеллекта рекомендуется не ограничиваться лишь определением и интерпретацией IQ, а дополнить их анализом соотношения различных сторон интеллекта, например, вербального и невербального, практического и теоретического, математического, технического и т. д.
Так, для измерения более или менее целостного измерения уровня интеллекта часто используют два «субтеста». В одном предлагаются задачи, требующие действий с использованием вербального интеллекта, в другом требуется выполнить задания, практически не связанные с семантическими действиями, т. е. направленными на оценку невербального интеллекта. Общий показатель складывается из суммы результатов первого и второго субтестов.
Качества мышления и структура интеллекта
К качествам мышления относится:
Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обраща ...
Манипуляция
Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли своими собственными, а не “наведенными” извне и признавал себя ответственным за них.
Мотивация ...
Характеристика речевого и
психофизического развития воспитанников экспериментальной группы
По результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Внимание детей экспериментальной группы характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недост ...